Колониальная эпоха длилась долго, но в 1960-е годы она закончилась.
Хантингтон прав в том, что теперь народы «третьего мира» играют самостоятельную роль, и это невероятно усложнило международную жизнь.
Ведущие теоретики XIX в. полагали, что есть народы исторические и неисторические. Исторические всегда будут вести за собой неисторические, так уж положено.
Карл Маркс полагал, что колониализм – это навсегда. Может быть, победивший пролетариат и отпустит на свободу колониальные народы… Но сначала должна произойти мировая революция в Европе.
Циолковский же полагал, что неисторические народы вообще не нужны. Их лучше всего истребить, но это не обязательно – сами со временем вымрут.
Сегодня волей-неволей, независимо от личных вкусов, приходится иметь дело не с колониальными империями, а с множеством независимых государств.
Вот только не намного улучшилось реальное положение освободившихся народов. В самих новых странах процветает бюрократия самого худшего свойства, и неприятнейшее явление: трайбализм. Название происходит от слова «триба», т.е. племя. Многонациональные государства «третьего мира» захлестывает борьба разных народов: если не военная, то экономическая и социальная.
А главное – став независимыми, эти народы не стали богаче. Да и независимость политическая совершенно не означает экономической независимости. Наоборот: экономическое положение большинства народов «третьего мира» только ухудшилось.
Не говоря ни о чем другом, рост населения съедает любые темпы экономического роста. А тут еще проблемы экологии… Намного более серьезные, чем кажется.