Моральная деградация

Часто говорят, что моральная деградация может погубить человечество. Понятно, что моральная деградация не может быть глобальным риском первого рода, так как сама по себе она никого не убивает, да и разговоры о моральном упадке идут со времён Древней Греции. Тем не менее, моральная деградация правящей элиты считается существенным фактором падения Римской империи.

В понятие «моральная деградация» я не вкладываю оценки собственно моральную оценку, а имею в виду те психологические установки и модели поведения, которые делают общество менее устойчивым и более подверженным разного рода кризисам. В первую очередь, это предпочтение сугубо личных и краткосрочных целей над общественными и долгосрочными. Отметим, что если раньше культура была нацелена на пропаганду целей, способствовавших повышенной устойчивости общества, то теперь — наоборот. Однако от этого все не стали убийцами. Примером современной «моральной деградации» являются слова президента Клинтона о том, что он «брал сигарету с травкой, но не затягивался». Этот тип деградации угрожает в первую очередь «властным элитам» и в смысле глобальных рисков может проявиться в неспособности этих элит адекватно реагировать на возникающие угрозы. То есть реакция возможна, но ложь, недоверие друг к другу и отмывание денег могут подорвать любые действенные и масштабные инициативы в области глобальных рисков.

Далее, существует критический уровень устойчивости технических и социальных систем к концентрации ненадёжных элементов. Если их достаточно мало, эти элементы не сталкиваются друг с другом и не нарушают устойчивости. Если их количество превышает некий критический уровень, они образуют собственную внутренне связную структуру. Даже небольшой прирост такой концентрации в районе критического порога может опасно увеличить степень неустойчивости системы.

Наконец, даже небольшое снижение общего «морального уровня» общества значительно повышает «вес» тяжёлых хвостов распределения, то есть увеличивает число потенциальных «геростратов». Надо отметить, что рост образованных групп населения Земли также увеличивает число людей, которые могут сознательно желать глобальной катастрофы и обладать необходимыми для этого знаниями.

Есть мнение, восходящее ещё к К. Марксу, что корни возможной неустойчивости общества — в самой природе общества, построенного на конкуренции. Инвестиции в долгосрочные проекты ослабляют конкурентоспособность в краткосрочных проектах, так как ресурсы уходят в дальние проекты. В результате в среднесрочной перспективе те люди, страны и организации, которые не уделяли достаточно внимания краткосрочным проектам, терпят поражение. (Это рассуждение можно сравнить с рассуждением Н. Бострома о «хоббистах» в его статье «Угрозы существованию», где показано, что эволюция отсеет те сообщества, которые не будут тратить все средства на выживание.) В тоже время, те группы людей, которые научились сотрудничать, оказываются в более выигрышной ситуации, чем отдельный человек, отказывающийся от сотрудничества. В любом случае, в современном обществе существует разрыв между ближайшим планированием (до выборов, до зарплаты, до окупаемости предприятия), и долгосрочным планированием, при котором вес маловероятных рисков становится велик.

Также высказывались соображения, что реклама насилия, подобная той, что мы видим в современном кино или в играх типа Grand Theft Auto, а также эгоизма и личного героизма приводит к бессознательному обучению населения, делая его менее способным к кооперации, альтруизму и самопожертвованию, которые могу понадобиться в условиях кризиса. Наоборот, образы актов мстительного терроризма вживляются в коллективное бессознательное, и рано или поздно всплывают из него в виде актов спонтанного насилия. В истории были эпохи, когда всё искусство было нацелено на формирование «нового человека». Это, в первую очередь, христианское искусство и советское искусство.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,135 сек. | 12.53 МБ