Неизбежность достижения устойчивого состояния

Можно сформулировать следующее правдоподобное высказывание: скорее всего, скоро человечество перейдёт в такое состояние, когда вероятность глобальных катастроф будет очень мала. Это произойдёт в следующих случаях:

1) Мы поймём, что ни одна из глобальных катастроф не имеет
высокой вероятности ни при каких условиях.

2) Мы найдём способ контролировать все риски.

3)   Катастрофа всё-таки произойдёт, и гибнуть больше будет

некому.

4)   Мы смиримся с неизбежностью глобальной катастрофы как
частью естественного жизненного процесса (так, например, последние две
тысячи лет христиане ждали Конца Света, и даже радовались его близости).

Однако, пока мы наблюдаем противоположное явление -возможности людей по созданию средств разрушения, а значит и погодовая вероятность глобальной катастрофы, постоянно растёт. Причём растёт быстрее, чем население и средства защиты. Если мы посчитаем эту кривую роста, то она тоже будет иметь некий пик. Можно взять для сравнения масштаб жертв от первой и второй мировой войн. Мы увидим, что за 25 лет число жертв максимального реализованного разрушения выросло примерно в 3,6 раза (если брать оценки в 15 и 55 млн. жертв соответственно). Это опережает рост населения. Однако с развитием ядерного оружия это ускорение пошло ещё быстрее, и уже к 1960-70 годам реально можно было уничтожить сотни миллионов людей (в реальной войне погибло бы не всё население Земли, так как цель истребить всех не ставилась). Итак, если взять темп ускорения силы разрушения в 3,6 в 25 лет, то получим ускорение в 167 раз за сто лет. Это означает, что к 2045 году война будет способна уничтожить 9 миллиардов людей — что сопоставимо с ожидаемым на этот момент общим количеством населения Земли. Эта цифра близка к ожидаемой Технологической Сингулярности в районе 2030 года, хотя получена совсем другим способом и с использованием данных только первой половины ХХ века.

Поэтому мы можем переформулировать наш тезис: вечно рост вероятности факторов риска продолжаться не может. Можно сформулировать его и иначе: средства сохранения стабильности должны превосходить средства саморазрушения. Если же средства разрушения окажутся более мощными, то система опустится на такой уровень, где силы упорядочивания будут достаточны. Даже если это будет выжженная пустыня. С учётом временного фактора можно сказать, что средства поддержания стабильности должны расти быстрее, чем средства саморазрушения. И только в этом случае погодовая вероятность вымирания будет падать, и интеграл её во времени не будет стремиться к единице, что означает возможность бесконечного существования человечества, то есть реализации задачи его неуничтожимости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: