Эсхатологические секты. Яркий тому пример – печально известная «Аум Синрикё». Эта организация не только верила в близость наступления конца света, но и работала над его приближением – в частности, собирала информацию о ядерном оружии, вирусах и химических веществах. (Впрочем, есть разные предположения о том, что именно делала и хотела «Аум Синрикё», и выяснить правду не представляется возможным.)
Теоретически опасны любые религиозные фанатики, выбирающие смерть. (Например, старообрядцы часто предпочитали смерть новой вере.) Такие фанатики полагают благом потусторонний мир или воспринимают конец света как «обряд очищения». При этом возможна психологическая подмена, когда длительное ожидание чего-либо превращается в желание, чтобы это случилось.
Собственно, логическая цепь, приводящая от мирной медитации к разрушительной деятельности (примерно за 10 лет в случае «Аум Синрикё»), такова: сначала осознается наличие иного мира; затем осознается, что потусторонний мир важнее нашего и главные цели лежат в нем; из этого следует, что наш мир вторичен, создан высшим миром, а следовательно, мал, конечен и неважен, более того, наш мир полон препятствий, мешающих чистому течению медитации; поскольку высший мир первичен, то он рано или поздно прекратит существование нашего мира; поскольку наша секта является богоизбранной, то она получает особо точные знания о том, когда именно случится завершение этого мира, и, удивительное совпадение, есть знаки, что это произойдет очень скоро; уничтожив мир, наша секта выполнит волю Бога; конец нашего мира будет означать соединение всех хороших людей с высшим миром. (Это обладание сверхважным секретным знанием, естественно, обостряет чувство собственной важности членов секты, и ее руководство активно поддерживает своих последователей в этом убеждении.)
Знание близости неизбежного конца, осознание позитивности этого события и своей исключительной роли в этом важном событии приводит к мысли, что секта должна не только знать и проповедовать о конце света, но и приближать это событие. Кроме того, попутно можно расправиться со своими врагами, чувствуя себя победителями старого мира.
Не хочу сказать, что точно знаю, что адепты «Аум Синрикё» рассуждали подобным образом. Однако похожие убеждения можно обнаружить у самых разных групп с эсхатологическим мировоззрением – от христианских до революционных. При этом далеко не все люди и группы, которые говорят о конце света, собираются его организовывать. (Среди известных сект, ожидающих конца света, – свидетели Иеговы и мормоны.)
Радикальные экологи. Пример: Движение за добровольное вымирание человечества ( The Voluntary Human Extinction Movement [25 — http:// www. vhemt. org/] – они считают полезным вымирание человечества, однако предлагают осуществить это путем отказа от размножения). Такие группы считают благом мир природы и животных и полагают человечество – не без оснований – раковой опухолью на теле Земли, ведущей к вымиранию всего живого. Также можно вспомнить радикальных вегетарианцев – «веганов», для которых жизнь животных не менее (а иногда и более) важна, чем человеческая.