Правила поведения в армии. Обращение друг к другу

Теперь про то, как надо обращаться. Про «Эй, военный, подайте мой сапог» с томным пе­реводом взгляда мы уже говорили. Так не надо. Не поймут-с.

Так вот. Переходим к правильному варианту. При обращении к вам начальника или старше­го по званию вы принимаете строевую стойку и называете свою должность, воинское звание и фамилию. Исключение составляет тот случай, если вы больны. Ну или находитесь в ситуации, когда соблюдение устава невозможно.

При обращении к вам начальники и стар­шие будут называть вас по воинскому званию и фамилии или только по званию, добавляя в последнем случае перед званием слово «това­рищ». Например, «рядовой Петров» или «това­рищ рядовой».

Обращение «Товарищ рядовой» употребляет­ся в случае, если генерал (или еще какой армей­ский чин) не знает или запамятовал вашу фа­милию. Или же когда начальство выражает свое недовольство и не желает называть вас не то что по имени, но и даже по фамилии. При этом обычно повышается голос и хмурятся брови. Для пущей строгости.

Подчиненные и младшие по званию, такие как вы, обращаясь к начальникам, называют их по воинскому званию, добавляя перед званием слово «товарищ».

Например: «Товарищ старший лейтенант», «Товарищ контр-адмирал» (если вам доведется с ним свидеться).

При обращении к военнослужащим гвар­дейских соединений и воинских частей, перед воинским званием добавляется слово «гвардии». Например: «Товарищ гвардии старшина первой статьи», «Товарищ гвардии полковник».

Эти правила настолько сильно въедаются в кадровых военных, что, выйдя на пенсию, они все равно ассоциируют себя не с именем-отче­ством, а со званием и фамилией. Привожу све­жий пример.

Первый день студентов на военной кафед­ре. Преподаватель представляется им: «Моя фамилия — подполковник Мешков».

Взаимоотношения между военнослужащи­ми строятся на основе взаимного уважения. По вопросам службы они должны обращаться друг к другу на «вы».

Как правило, офицеры выдерживают подоб­ные требования уставов по отношению к солда­там, а солдаты платят тем же офицерам. Но в сво­ей среде вы должны быть готовы, что не очень об­разованные и малокультурные старослужащие будут звать вас, например, «эй, баклан вислоухий» или какими-нибудь более экзотическими прозви­щами. Возможно, вы станете обладателем ка­кой-либо клички, зачастую не очень приятной. Но тут уж ничего не поделаешь — в этом случае можно пойти на конфликт, но, как правило, это ничего не дает, кроме моральных и физических страданий.

Все это не искоренено в нашей армии, хотя по уставу «искажение воинских званий (напри­мер «товарищ половник»), употребление нецен­зурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фа­мильярное обращение несовместимы с понятием воинской чести и достоинства военнослужащих. Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и вы­держанности, свято, блюсти воинскую честь, за­щищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведе­нию судят не только о них, но и о чести Воору­женных Сил в целом».

Предыдущая фраза — это выдержка из ус­тава.

Теперь о встрече с другим военнослужащим. В этом случае тоже не обойтись без церемониа­ла и субординации. Устав требует этого.

Воинское приветствие является воплощени­ем товарищеской сплоченности военнослужа­щих, свидетельством взаимного уважения и проявлением общей культуры.

Все военнослужащие обязаны при встрече или обгоне приветствовать друг друга, строго соблюдая следующие правила:

«…Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора за три-че­тыре шага до начальника повернуться в его сто­рону, принять строевую стойку и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову. Если головной убор надет, то, кроме того, Приложить кратчайшим путем правую руку к головному убо­ру так, чтобы пальцы были вместе, ладонь пря­мая, средний палец касался нижнего края голов­ного убора, а локоть был на линии и высоте пле­ча. При повороте головы в сторону начальника положение руки у головного убора остается без Изменения. Когда начальник минует выполня­ющего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку».

Если вы находитесь без головного убора, вся процедура выполняется почти так же, но обе руки прижимаются к туловищу. Может оказать­ся, что вы не просто идете, а несете что-нибудь. В этом случае устав будет для вас более благо­склонен ивам будет разрешено просто повернуть голову в сторону старшего. Поэтому, если не хотите при встрече ходить с прижатыми руками, носите с собой лопату. Начальство, кроме всего прочего, оценит ваш непрерывный трудовой порыв и будет только вам поручать суперважные землеройные работы. Потому как резонно подумает о немалом накопленном вами в этом вопросе опыте.

Вернемся К вашему рандеву с командиром. Если при встрече нельзя свободно разойтись с начальником, то подчиненный обязан уступить дорогу и, приветствуя, пропустить его, при не­обходимости обогнать начальника подчинен­ный должен спросить на то разрешение.

При рукопожатии старший подает руку пер­вым. Если старший без перчаток, младший пе­ред рукопожатием снимает перчатку. Военно­служащие без головного убора сопровождают рукопожатие легким наклоном головы.

Подчиненные и младшие по воинскому зва­нию приветствуют других военнослужащих первыми, а при равном положении первым при­ветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

Это только на первый взгляд может пока­заться, что напрасно я так подробно все описал. В действительности же на своем армейском опыте вы сможете убедиться, что большинство неприятностей будут возникать именно из-за такого рода ситуаций. «Боец, вы почему не от­даете честь сержанту {офицеру, дедушке)?» — будете слышать вы достаточно часто. Наимень­шая кара за такой проступок — унижение и тре­бование пройти, как положено. Возможно, не один раз. Поэтому будьте бдительны и не нару­шайте правила игры, придуманные военными.

Этот ритуал опять же создан не для того, чтобы замучить вас и лишний раз придраться. Вы ежедневно и ежечасно должны учиться подчиняться. Для того чтобы в бою с вами не было проблем. И чтобы у вас в бою не было про­блем. Это — тоже в определенной степени во­прос выживания.

Еще не так давно в Вооруженных силах при­ветствие старших по званию называлось отда­нием чести. Сейчас, в связи с некоторой дву­смысленностью, этот оборот заменили на дру­гой, более соответствующий сути действия, — «воинское приветствие».

Приведу еще одну выдержку из устава для то­го, чтобы вы знали некоторые другие правила.

«Военнослужащим запрещается держать ру­ки в карманах одежды, сидеть или курить в присутствии начальника без его разрешения, а также курить на улицах на ходу и в местах, не отведенных для этой цели». Вот здесь — внима­ние: не забывайте, что сержант, командир ваше­го отделения, — это тоже начальник или стар­ший. Поэтому не попадайтесь на этом. Помните, чем меньше будет поводов придраться к вам, . тем меньше хлопот доставят вам старослужа­щие. Потому как они пытаются, кроме прочего, всячески показать, что они обладают властью над вами если и не большей, чем офицеры, то как минимум такой же. Одним из ее проявле­ний может быть запрет на курение молодых солдат в присутствии старослужащих без их разрешения. Вы уже читали об этом только что, не правда ли? Делается это для того, чтобы вы как следует усвоили, что любой «дед» по отно­шению к вам — начальник. И каждое его тре­бование — приказ. Но подробнее об этом я расскажу позже.

А пока рассмотрим правила поведения во­еннослужащего вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении, или в отпуске. В этом случае военнослужащим разрешается не носить военную форму одежды. Но тем не менее, где бы вы ни находились, помните, что вы часть наших Вооруженных сил. Малая, но часть. А вся жизнь в армии регламентирована различными уставами, и потому, хотя в них изложены прописные истины, не будет лишним еще раз напомнить о них. Хотелось бы, чтобы вы придерживались этих правил не только в армии.

Военнослужащие должны быть вежливыми по отношению к гражданскому населению, про­являть особое внимание к пожилым, людям, женщинам и детям, способствовать защите че­сти и достоинства граждан, а также оказывать им помощь при несчастных случаях, пожарах и стихийных бедствиях.

Трезвый образ жизни должен быть повсед­невной нормой поведения всех военнослужа­щих. Появление в нетрезвом виде на службе и в общественных местах является грубым дисцип­линарным проступком, позорящим честь и до­стоинство военнослужащего. Выполнять или не выполнять эти (как, впрочем, и все остальные) правила — это ваше дело. Так как я рассказываю пока о той части армейской жизни, прави­ла которой изложены в уставах, то вполне мож­но подумать, что я выступаю проповедником правильного образа жизни. Это не совсем так. Я описываю, как все должно быть, чтобы вы по­нимали, как надо вести себя в той или иной си­туации, чтобы избежать наказания. Если же вы не хотите выполнять требования устава, что же — это ваш выбор. Я и сам не был образцом дисцип­линированности. Но уставы знал и понимал, как они работают. Это как знание правил дорож­ного движения: несмотря на то что вы обязаны их знать, вы можете их в чем-то нарушить, не под­вергая опасности других участников движения.

Если вы не знаете правил или злостно их нару­шаете, то с большой вероятностью можете стать виновником трагедии. И будете наказаны. Как человеческим судом, так и судом своей памяти.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: