Как справедливо подчёркивает А. Кононов, задача неуничтожимости должна осознаваться в качестве главнейшей любой цивилизацией, которая существует в катастрофически нестабильной Вселенной. Точно так же, как у каждого человека на базовом уровне действует инстинкт самосохранения. Чем больше осознание важности сохранения цивилизации на всех её уровнях, от инженера до правителя, тем больше шансов у неё выжить. (Хотя возможен сценарий, когда стремление к выживанию приведёт к борьбе одних групп с другими или борьбе спасателей друг с другом.)
Соответственно, то, как растёт осознанность и мотивация цивилизации в том, что касается её самосохранения, является мощнейшим фактором её выживания. Во второй части я рассматриваю список факторов, по которым люди могут неверно оценивать вероятность глобальных катастроф (чаще всего в сторону занижения). Однако не менее важно то, что (как ни трудно в это поверить), люди могут не стремиться к предотвращению глобальных катастроф. Или, скажем осторожнее, недостаточно стремиться. Например, Р. Рейган считал приемлемым повысить риск ядерной войны, чтобы достичь победы в холодной войне с СССР. Это значит, что цель выживания человеческой цивилизации была для него не первостепенной. Это вполне можно объяснить эволюционной психологией, поскольку альфа-самец достигает своего статуса вожака стаи, проявляя готовность рискнуть своей жизнью в схватках с другими альфа-самцами, и эта модель поведения закрепляется генетически, так как у победивших самцов больше детей, чем у погибших в процессе борьбы за место вожака.
Итак, способность цивилизации к выживанию в значительной сфере определяется двумя факторами, — во-первых, степенью её осведомлённости о различных глобальных рисках и, во-вторых, степенью её мотивации в предотвращении этих рисков. При этом оба фактора тесно связаны между собой, так как большая мотивация ведёт к более тщательным исследованиям, а важные исследования, проливающие свет на новые риски, могут усилить мотивацию. Всё же влияние мотивации представляется более первичным. Хотя теоретически все поддерживают предотвращение глобальных рисков, на практике эта цель находится на последнем месте, что видно по числу публикаций по теме и финансированию исследований. (Спросите своё правительство — готово ли оно вкладывать ресурсы в технологию, которая даст уменьшение глобальных рисков на 1 процент через 100 лет. Тем не менее это равносильно согласию на вымирание человечества через 10 000 лет. Вероятно, есть некий биологический механизм, в силу которого сохранение жизни детей и внуков очень важно, а жизни пра-пра-пра-правнуков — абсолютно неважно.)
Мы можем пытаться учесть эти два фактора как некие коэффициенты от их максимального значения. Если предположить в качестве максимальной степени мотивации усилия страны в войне, а в качестве меры реальной мотивации — долю финансирования лиц и организаций в США, занимающихся предотвращением глобальных рисков в целом (порядка 10 млн. долларов в год в лучшем случае в 2007 г.1; при этом мы не рассматриваем узкоспециализированные программы, которые лучше финансируются, так как они не предполагают целостной защиты, учитывающей весь комплекс взаимосвязей в связи с глобальными рисками, например, антиастероидную программу), — то разница составит около 100 000 (предполагая, что США могли бы расходовать на войну около 1 триллиона долларов). При этом, однако, ситуация значительно улучшается: если в 2000 году не было ни одного человека, занимающегося исследованием и предотвращением глобальных рисков на постоянно оплачиваемой основе, то теперь такие должности есть в США и Великобритании. Всё же, несмотря на то, что ситуация улучшается, она выглядит чудовищно запущенной.
Осведомлённость следовало бы измерять как долю полной осведомлённости, какая могла бы быть только у некоей идеальной цивилизации. Под осведомлённостью я имею в виду наличие общепризнанного, строго доказанного и широко известного описания проблемы глобальных рисков. Поэтому, даже если бы эта книга содержала такое описание, всё равно она не обеспечивала бы полной осведомлённости, поскольку очевидно, что подавляющее большинство людей не читали её, а большинство тех, кто читали, имеют те или иные возражения. Итак, если мы скажем, что наша осведомлённость составляет тысячную долю от максимально возможной осведомлённости, это будет очень оптимистическая оценка. При этом я имею в виду максимально достижимую рациональную осведомлённость, а не абсолютную осведомлённость мага, который предвидит будущее.
Даже максимальная мотивация и абсолютная осведомлённость не дают абсолютных шансов выживания, поскольку возможны катастрофы, связанные с необоримыми природными силами или непредсказуемыми процессами в духе теории хаоса. Осведомлённость и мотивация не позволят людям жить вечно. Общую живучесть цивилизации можно было бы оценить как произведение осведомлённости на мотивацию, но в случае земной цивилизации мы бы получили досадную одну миллиардную от максимально возможной. Остается надеяться, что при появлении на горизонте неких чрезвычайных обстоятельств, мотивация может быстро возрасти.
Итак, мы должны рассматривать любые события, влияющие на мотивацию и на знание о глобальных рисках, как на факторы глобальных рисков второго рода.
Факторы, повышающие мотивацию:
Крупные катастрофы любого рода.
Публикации, влияющие на общественное мнение. Факторы, ослабляющие мотивацию:
Долгие периоды покоя и благоденствия.
Публикации, успокаивающие людей.
Ошибочные несбывшиеся прогнозы. Факторы, повышающие осведомлённость:
Количество людей, участвующих в дискуссии на данную тему, и их профессиональные качества.
Длительность истории дискуссии и информационная прозрачность.
Разработанность методологии.
Мотивация в развитии осведомлённости. Факторы, снижающие осведомлённость:
1) Гибель учёных или разрыв традиции в случае некой катастрофы средней тяжести.
2) Распространение заблуждений и/или идеологический раскол.
Из сказанного можно сделать вывод, что наша неосведомлённость и немотивированность в предотвращении глобальных катастроф может быть гораздо более серьёзным фактором, чем риски, создаваемые любым физическим источником риска.