Река Амазонка

Когда в 1500 г. испанцы открыли побережье ны­нешней Бразилии, они наткнулись на подлинное чудо природы, повергшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинст­венная земля низвергала в Атлантический океан огромные мас­сы клокочущей воды. В водоворотах кружились стволы могучих деревьев, вырванных с корнем, и плавучие лесные островки, отторгнутые мощным водным потоком от суши…

„Что это? — в ужасе спрашивали у своих проводников-индей­цев суеверные испанцы. „Амассона ,— отвечали индейцы, что на их языке означает „крушитель лодок . Это было устье вели­кой, неведомой еще в то время европейцам реки — Амазонки.

Амазонка — самая большая по водоносности река в мире. Представление о гигантской массе, которую несет Амазонка в Атлантический океан, дают следующие цифры. В межень на некоторых участках среднего течения реки глубина ее достигает 100 м, а у г. Обидус — 135 м. У г. Манаус, находящегося в 1700 км от устья, глубина реки составляет около 50 м, а у г. Икитос, что вблизи Кордильер, в 4600 км от устья,— около 20 м. Средний многолетний расход воды в Амазонке достигает почти 200 тыс. куб. м/сек., что в 24 раза больше среднего много­летнего расхода Волги у Волгограда. Река принимает около 500 притоков, многие из которых сами по себе достаточно круп­ные реки (пятнадцать из них уступают по водоносности Днепру и Амударье). После слияния с Укаяли Амазонка имеет ширину 1,5 км, в среднем течении — до 5, в нижнем — 15—20, перед устьем — от 80 до 150 км.

Правые притоки реки расположены в южном полушарии, а левые — в северном, поэтому половодья там происходят в раз­ные времена года: первые — с октября по март (лето южного полушария), вторые — с апреля по сентябрь (лето северного по­лушария). Основное течение Амазонки находится в наиболее обильно и равномерно увлажняемой области земного шара. Сред­няя норма осадков в бассейне реки колеблется от 1500 до 3000 мм в год и более, отчего Амазонка полноводна в течение почти всего года. Ежегодно река выносит в океан около 1 млрд. т наносов. В бассейне Амазонки сосредоточена четвертая часть мировых ресурсов пресной воды, а произрастающие на его пло­щади грандиозные тропические леса — гилея (они занимают 7 млн. кв. км) „вырабатывают , по подсчетам специалистов, пятую часть потребляемого на Земле кислорода.

На всем своем протяжении, вплоть до океана, Амазонка течет по равнине, во многих местах заболоченной. Пойма ее до впа­дения р. Риу-Негру имеет ширину до 30 км, ниже устья послед­ней достигает 80—100, а в отдельных местах — 200 км.

Амазонка характеризуется незначительным продольным ук­лоном, поэтому океанский прилив беспрепятственно продвигается вверх по течению реки на расстояние около 1400 км. Проникая в низовья и на мелководье, приливы вызывают образование так называемой поророки („гремящей воды) — отвесной волны высо­той 3 м и более, которая с сильным гулом мчится вверх по реке со скоростью 20 км/ч, заливая берега.

Река-колосс дважды в году переполняется дождевыми водами и дважды уровень воды в ней снижается. Самого высокого уровня вода в реке достигает в мае, и тогда в долине ее начи­нается наводнение, переходящее в потоп. Вода распространяется на сотни километров от берегов реки, заливая тропические леса. В местах, куда разливы реки не проникают, образуются дожде­вые болота и озера.

В сентябре все меняется. Дожди дают себе короткую передыш­ку, вода спадает, реки обнажают белые пляжи, отовсюду слета­ется пернатое население леса и все дышит радостью, купаясь в солнечных лучах. Такая идиллическая картина на Амазонке продолжается недолго, не больше трех месяцев. В декабре опять наступает пора дождей и наводнений.

Для рек бассейна Амазонки характерен очень быстрый подъ­ем уровней воды во время ливней. Через сутки после начала дож­дей речная пойма превращается в могучие водотоки глубиной 15—20 м. Они несут свои мутные воды, прокладывая путь к Ама­зонке между деревьями, сотрясая их могучие стволы.

„…За ночь уровень воды в реке поднялся на четыре метра… Это уже была не река, а какое-то воплощение буйства. Она металась, брызгала пеной, яростно клокотала, кидалась вспять, образуя бездонные воронки и чудовищные водо­вороты. Огромные деревья-богатыри тропического леса и какие-то сваи нес­лись с верховьев вздувшейся реки; они с грохотом налетали друг на друга, усиливая адский хаос.

Во времена паводка река несет так много деревьев, что, сцепившись вет­вями, они образуют целые плавучие острова. Над такими сплетениями, чудо­вищными, словно видения из Дантова ада, вздымаются покореженные сучья — воздетые к небу искалеченные руки лесных исполинов, словно взывающие о помощи. Плывет целый лес — не счесть в нем деревьев; река днем и ночью несет куда-то несметные богатства ,— рассказывал польский писатель и путе­шественник А. Фидлер.

Обильные дожди превращают берега Амазонки и ее притоков с их буйной растительностью и богатой гаммой красок в беско­нечно унылый пейзаж.

„Мрак и ненастье накладывают на них, во время дождей, печать траги­ческой обреченности и безысходности. В период муссонов вода льется без конца, с неумолкаемым шумом дробясь о высокий зеленый свод, стекая по стволам деревьев и проникая в глубь леса в виде тончайшей пыли, тумана, от которого деревенеет тело, ноют кости и липкая тоска просачивается в душу,— рассказывает очевидец.

В период дождей вода днем и ночью угрожает человеку и порождает неуверенность в завтрашнем дне. Именно поэтому, хотя по площади бассейн Амазонки составляет больше половины Бразилии, в нем проживает всего 6% населения страны. Навод­нения существенно затрудняют использование природных бо­гатств края и развитие его производительных сил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: