Аварии под водой

В 1952 г. швейцарский ученый, профессор Огюст Пикар по заказу, полученному им из Италии, построил батискаф «Триест». В 1958 г. его приобрели военно-морские силы США. Спустя два года батискаф совершил рекордное погружение — опустился на дно Марианской впадины.

В 1963 г. было принято решение о модернизации «Триеста» — предполагалось увеличить емкость аккумуляторных батарей, заменить поплавок, установить дополнительные гребные электродвигатели. Однако всему этому помешало непредвиденное событие — в апреле того же года в Атлантическом океане в 220 милях восточнее Бостона затонула американская атомная подводная лодка «Трешер».

Батискаф «Триест» срочно доставили в район катастрофы, не успев провести запланированную модернизацию. Совершив пять погружений на дно океана, экипаж «Триеста» обнаружил и сфотографировал останки легкого корпуса лодки, а некоторые обломки с помощью манипулятора батискафа были доставлены на поверхность. Но прочный корпус найти так и не удалось. На этом поиск был приостановлен.

ВМС США не располагали в то время надежными средствами поиска и подводной навигации, и обследование грунта (район поиска составлял 4 кв. мили, глубина океана — 2500 м) велось практически наугад. Да и сам «Триест», имея малую для этих целей автономность, являлся скорее опускаемым, чем самоходным поисковым средством. Необходимо было время для создания более совершенной поисковой системы. К тому же поплавок «Триеста» получил серьезные повреждения, так как работы велись в штормовых условиях Атлантики.

Батискаф был демонтирован и отправлен в Сан-Диего для ремонта и модернизации. Весной 1964 г. модернизацию закончили, и обновленный батискаф получил название «Триест-2». В июле он принял участие в возобновившихся работах по поиску «Трешера».

При первом же погружении на глубине 2460 м произошла авария, едва не закончившаяся трагически. В конце шестого часа погружения возникло короткое замыкание в цепи главного гребного электродвигателя. Реле в цепи, питающей двигатель, не отключило поврежденный участок. В результате образовалась устойчивая электрическая дуга. Стабильность ее, вероятно, поддерживалась карбонизацией компенсационного масла, находящегося внутри корпуса реле. Ток короткого замыкания расплавил питающий кабель и замкнул его на корпус, вследствие чего образовалась дополнительная цепь разрядки батареи. В течение всего времени экстренного всплытия аккумуляторная батарея продолжала разряжаться в этом режиме, и к моменту выхода батискафа на поверхность дуга погасла. В противном случае она могла бы вызвать возгорание и взрыв 100 тыс. л бензина в цистернах поплавка (расстояние от дуги до цистерн составляло немногим более 1 м). В случае взрыва прочная сфера батискафа неминуемо оторвалась бы от поплавка и затонула. И не могло бы быть и речи об обнаружении и подъеме такого небольшого объекта (диаметр сферы равен 2,0 м) за время, достаточное для сохранения жизни экипажа.

В 1967 г. после очередного ремонта батискафа проводились контрольные морские испытания. Во время погружения возникла аварийная ситуация: «Триест-2» стал неожиданно и быстро проваливаться в глубину. Для предотвращения удара о дно был сброшен аварийный балласт, и батискаф всплыл на поверхность. Последовавший осмотр и анализ показали, что вентиляционные отверстия в шпангоутах бензиновых цистерн поплавка имели диаметр на 25 мм меньше расчетного. При погружении оставшийся в цистернах воздух сжался, и батискаф приобрел большую отрицательную плавучесть.

В 1977 г. «Триест-2» совершал погружения в Атлантическом океане для обследования подводного вулкана у впадины Кайман (южнее Кубы). На глубине более 4500 м при подходе к грунту (отстояние от него измерялось эхолотом) экипаж снизил скорость погружения до 0,12 мс.

Однако этой скорости оказалось достаточно для аварии — внезапно в поле зрения носовой телевизионной камеры появился крутой (до 80°) склон подводной возвышенности, и экипаж не успел погасить инерцию батискафа. В результате удара о грунт были повреждены передающая камера телевизионной системы и поплавок батискафа.

Летом 1964 г. аппарат «Ашера» проводил подводные археологические исследования в Эгейском море. Находясь на глубине 6 м, он оказался в зоне действия внутренних волн, потерял управление и был навален на подводный корраловый риф. В результате удара в одном из иллюминаторов образовалась трещина, через которую стала поступать вода. Оператор не растерялся, быстро продул балластную цистерну, и аппарат благополучно всплыл на поверхность.

В дальнейшем на иллюминаторах аппарата были установлены защитные ограждения.

В 1959 г. подводник капитан Жак Ив Кусто построил небольшой двухместный аппарат, напоминающий по форме огромное блюдце. В июле аппарат был спущен на воду в районе Марселя и при «крещении» получил название «Дениза» (по имени жены

одного из его создателей). Впоследствии в связи с появлением серии подводных аппаратов типа «ныряющее блюдце» его переименовали в SP-350.

В 1964—1965 гг. аппарат «Дени-за» выполнил 125 погружений у тихоокеанского побережья США, проводя исследования в интересах ВМС. Во время одного из ночных погружений аппарат запутался в случайно оказавшемся на грунте манильском тросе. Только отдача 180 кг балласта позволила аппарату самостоятельно всплыть на поверхность. По аварийно-сигнальному огню он был обнаружен обеспечивающим судном и доставлен катером к его борту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,116 сек. | 12.54 МБ