Двадцать восьмого апреля 1942 г. крейсер «Эдинбург» вышел из Мурманска во главе конвоя, неся на борту 465 слитков золота общим весом свыше 5 т. Золото предназначалось для уплаты США за поставки Советскому Союзу боевой техники и продовольствия [49].
В 200 милях от Мурманска «Эдинбург» был торпедирован немецкой подводной лодкой и двумя эсминцами. Получив три попадания, «Эдинбург» потерял ход и едва держался на плаву. Опасаясь захвата корабля немцами, командир конвоя распорядился затопить крейсер.
В 1980—1981 гг. поиск и последующую разгрузку «Эдинбурга» провела фирма, возглавляемая специалистом по аварийно-спасательным работам Кейтом Джес-соном, по договору с правительствами Великобритании и СССР. В 1980 г. был выполнен анализ архивных материалов английского ВМФ, относящихся к гибели крейсера, немецких архивов, опрос оставшихся в живых участников боя, а также анализ данных о зацепах рыболовецких тралов за неопознанные препятствия на грунте. В результате определились два района радиусом 3 мили каждый, в которых наличие объекта поиска было наиболее вероятным. В дальнейшем была тщательно подобрана навигационная и поисковая аппаратура,
а также аппаратура обработки данных. Большую часть этих средств разместили на поисковом судне «Дамматор». В Норвегии установили береговые опорные радиомаяки-ответчики, а на грунте в районе поиска — гидроакустические маяки подводной навигационной системы «Аква-фикс2».
Тринадцатого мая «Дамматор» приступил к работе, а уже 14 мая буксируемый им гидролокатор бокового обзора обнаружил цель — неопознанное достаточно крупное судно. 15 мая телеуправляемый необитаемый самоходный подводный аппарат, спущенный со вставшего на якорь «Домматора», вышел на обнаруженную цель и отснял с помощью телевизионной системы «Скорпион» видеофильм ее осмотра. Изучение видеофильма показало, что обнаружен именно «Эдинбург».