Подводный аппарат «Элвин» затонул 16 октября 1968 г. в 135 милях юго-восточнее своей базы Вудс-Холл на глубине около 1500 м. Аппарат затонул без экипажа. Это существенное обстоятельство позволило выделить время для тщательной пред-поисковой подготовки. Обозначив якорным буем место аварии, судно-носитель «Лулу» совместно с судами «Коснолд» и «Чейз» провело крупномасштабную гидроакустическую съемку грунта в районе вероятного местонахождения «утопленника». По полученным данным специалисты Вудс-холлского океанографического института составили батиметрическую карту. После этого начался собственно поиск «Элвина» с помощью обитаемого аппарата ДОВБ. Однако успеха он не принес, и в ноябре из-за плохой погоды работы приостановили.
В июне 1969 г. поиск «Элвина» был возобновлен. На этот раз работу возложили на океанографическое судно «Мизар» с буксируемым необитаемым аппаратом НРЛ, оснащенным гидролокатором бокового обзора, магнитометром и фотокамерами. К сожалению, якорный буй в районе аварии обнаружить не удалось (по-видимому, трос буя оборвало рейсовое судно), и размеры района поиска пришлось увеличить.
Ориентация обеспечивалась гидроакустической навигационной системой УТЕ с донным маяком-ответчиком. Информация, получаемая в процессе поиска, обрабатывалась специалистами на борту «Мизара».
Каждый поисковый галс судна продолжался около 10 ч. На четвертом галсе был обнаружен кусок нейлонового троса от упомянутого выше якорного буя. На седьмом галсе «Элвин» был обнаружен и сфотографирован.
Фотоснимки показали, что «Элвин» лежит на илистом грунте с небольшим креном на левый борт, погрузившись в ил на 0,5 м. Видна была поврежденная при ударе о грунт насадка маршевого винта.
Подъем «Элвина» планировался судном «Мизар», а обеспечивать его поручили аппарату «Алюминаут» с его судном-носителем «Стеси Тайд». Опыта подъема обитаемого аппарата с глубины 1500 м еще не было. Вызывали опасение динамические нагрузки, которые должны были возникнуть в подъемном тросе из-за качки «Мизара». Варианты подъема с применением нейлоновых и стальных тросов различных диаметров были просчитаны на ЭВМ. На основании полученных результатов решили поднимать «Элвин» нейлоновым тросом диаметром 18,3 мм и длиной 2100 м через центральную шахту судна «Мизар».
Оперативная группа в составе судов «Мизар» и «Стеси Тайд» с аппаратом «Алюминаут» прибыла 5 августа в Бостон, где было проверено и взято на борт необходимое для подъемных работ оборудование (лебедки, тросы, якоря, понтоны, маяки-ответчики и т. д.). 14 августа «Мизар» и «Стеси Тайд» пришли в район аварии. На грунте установили два донных маяка-ответчика, работающих на различных частотах: один для приема запросов и выдачи ответов на «Мизар», другой — на «Алюминаут». Один из маяков, предназначенный для связи с «Алюминаутом», имел импульсный светильник для обнаружения его аппаратом на малых дистанциях.
Основу подъемной системы составлял нейлоновый трос. На ходовом конце троса был закреплен Т-образный стержень. Затем к тросу последовательно крепились импульсный светильник и гидроакустические маяки-ответчики для связи с «Алюминаутом» и «Мизаром» (в 15 м от стержня), два свинцовых шара по 450 кг каждый и якорь Стимсона (в 150 м от стержня).
Весь этот 150-метровый концевой участок троса для удобства доставки его «Алюминаутом» к аварийному «Элвину» был уложен в шесть шлагов, скрепленных хлопчатобумажным шнурком. Верхний конец подъемного троса на все время подготовительных работ крепился к понтону.
Девятнадцатого августа подъемную систему спустили на грунт и после двухчасового маневрирования «Мизара» и «Алюминаута» ходовая часть троса была размотана и уложена вблизи «Элвина». Начались попытки вставить стержень с распоркой в люк аварийного аппарата, который, к счастью, оказался открытым. Видимость у грунта составляла 9—12 м, скорость течения — 0,5 уз. Несколько раз «Алюминаут», удерживая конец подъемного троса со стержнем в захвате манипулятора, набирал высоту над рубкой «Элвина» и каждый раз соскальзывал с нее. После 17 ч безуспешных маневров, когда содержание СОг в аппарате стало близким к критическому, «Алюминаут» всплыл на поверхность. Штормовая погода не позволяла зарядить аккумуляторы аппарата на плаву. Манипуляторы нуждались в ремонте. Все это требовало перерыва в работах. «Мизар» и «Стеси Тайд» с «Алюминаутом» на буксире ушли в Вудс-Холл.
Вторая попытка подъема «Элвина» началась 27 августа. Подъемный трос, оставленный в районе аварии на якорном буе, от шторма не пострадал. Теперь море было спокойным. К этому времени изготовили стержень с распоркой улучшенной конструкции. Его закрепили на конце семиметрового отрезка троса, другой конец которого имел глаголь-гак для соединения с ходовым концом подъемной системы.
«Алюминаут» обнаружил «Элвина» носовым гидролокатором с дистанции 450 м. Через 5,5 ч он разрушил манипулятором стекло-пластиковое ограждение рубки аварийного аппарата, еще через 3 ч ввел новый стержень в люк и поставил распорку на стопор и, наконец, еще через час закрепил глаголь-гак на подъемном тросе. Маяк-ответчик, предназначенный для связи с системой «УТЕ», «Алюминаут» перенес как можно ближе к аппарату «Элвин». На этом подготовительные работы на грунте были закончены.
Погода в районе работ оставалась хорошей. «Мизар» подошел к понтону. Коренной конец подъемного троса, отсоединенный от понтона, пропустили через центральную шахту судна и закрепили на тяговой лебедке. После некоторого маневрирования, ориентируясь на донный маяк-ответчик, «Мизар» встал точно над «Элвином». Отрыв от грунта и подъем аппарата не встретили затруднений. На глубине 15 м водолазы осмотрели «Элвин» и завели стальной подъемный строп за штатный рым аппарата. Затем перевели «Элвин» на правый борт «Мизара» и попытались продуть сжатым воздухом балластные цистерны. Однако из-за трещин и разрывов в легком корпусе (образовавшихся, очевидно, при ударе аппарата о грунт) воздух вытравился и продувка не получилась. Откачать воду из прочного корпуса также не удалось. Все это отложили до прихода в базу.
Для буксировки «Элвина» в Вудс-Холл его остропили к трем понтонам, а водолазы завели вокруг аппарата нейлоновую сеть, чтобы предотвратить утерю отдельных деталей и устройств во время перехода. 31 августа «Мизар», ведя на буксире «Элвин», пришел в Вудс-Холл. Скорость буксировки на всем переходе не превышала 2,5 уз. На следующий день «Элвин» был поднят плавучим краном на борт и осушен.
Общая продолжительность операции поиска, подъема и доставки аппарата «Элвин» в базу составила около трех месяцев.