Частой причиной возникновения пожара на подводном аппарате является короткое замыкание в электросети под воздействием забортной воды, проникшей через нарушенные уплотнения гермовводов прочного корпуса или другие каналы. Большое внимание поэтому должно уделяться надежной изоляции токоведущих элементов, рациональному размещению электрораспределительных и соединительных устройств и их водозащищенности.
Значительную опасность представляет чрезмерное повышение концентрации кислорода в отсеке. Проект любой системы, автоматически или вручную регулирующей парциальное давление кислорода в атмосфере аппарата, должен учитывать возможность возникновения пожара и обеспечивать поддержание давления в пределах до 18—21 %. Следует помнить, что материалы, которые в обычных условиях огнестойки, при повышенной концентрации кислорода становятся горючими. Концентрация кислорода с парциальным давлением 25 % при общем давлении в отсеке 1 атм уже пожароопасна [71]. Поэтому при определенной концентрации предусматривается автоматическое отключение подачи кислорода.
Наиболее приемлемое средство тушения пожара на подводном аппарате — ручной огнетушитель. Он должен быть эффективным, быстродействующим и иметь соответствующие мощность и подачу, поскольку в замкнутом и невентилируемом отсеке аппарата температура при пожаре поднимается очень быстро. Можно использовать также легко приводимые в действие и не требующие сложного обслуживания постоянные системы [71].
Для небольших подводных аппаратов рекомендуются сухие огнетушители с небольшим количеством инертного газа под давлением. Их используют при возгорании почти любых материалов и электробору-дования. Сухие химические смеси не образуют большого количества токсичных газов, паров или дыма и уменьшают опасность разрушения попавших под их воздействие приборов и устройств. Могут также использоваться огнетушители, заряженные бромтрифторэтиленом. При работе с указанными огнетушителями следует пользоваться аварийными дыхгтельными аппаратами.
Применение огнетушителей большой емкости с газами при высоком давлении может привести к опасному повышению давления в обитаемом отсеке. Использование в огнетушителях углекислого газа, по мнению Морского технологического общества (США), нежелательно, так как может вызвать повышение парциального давления этого газа, перегрузку воздухоочистительной системы и другие неисправности. Фирма «Ко-мекс» (Франция) придерживается, видимо, другой точки зрения, поскольку в аппарате SM-350 используются углекислотные огнетушители (по одному в каждом обитаемом отсеке). Основным вероятным источником пожара фирма считает замыкание в электрическом и электронном оборудовании, на чем и строит выбор огнетушителя, а упомянутые выше недостатки СОг компенсируют иными мерами.