В связи с интенсивным развитием технических средств освоения Мирового океана некоторые зарубежные классификационные общества осуществляют надзор за проектированием, строительством, испытаниями и эксплуатацией подводных аппаратов. Наиболее крупными из них являются Регистр Ллойда (Великобритания), Германский Ллойд (ФРГ), Американское бюро судоходства (США), Бюро Веритас (Франция). Выдаваемые ими сертификаты (свидетельства) на отдельные конструкции, системы и на аппарат в целом, присвоение аппарату класса общества служат определенной гарантией безопасности и условием для заключения договора со страховыми компаниями.
Регистр Ллойда объединяет, например, множество независимых страховых юридических лиц. Все получаемые ими страховые премии они обязаны помещать в кредитный фонд, откуда можно брать лишь долю прибыли, а отчисления от премий — в центральный гарантийный фонд. Члены Ллойда (страховые компании) ведут дела с клиентами только через своего рода «адвокатов» — утвержденных маклеров, защищающих интересы клиентуры. В итоге страховые полисы Ллойда почти абсолютно надежны. Однако для того чтобы владелец аппарата стал клиентом этого объединения, необходимо соответствие аппарата стандартам.
К 1969 г. классификационную проверку с выдачей сертификата прошли только два подводных аппарата — «Элвин» и «Триест». А в начале 1975 г. класс Американского бюро судоходства имели уже 25 обитаемых аппаратов, принадлежащих американским, канадским, английским, французским и итальянским фирмам, и три аппарата получили класс Германского Ллойда.
Требования различных классификационных обществ имеют различия. Объясняется это, с одной стороны, тем, что формируются они на основе анализа проектов и опыта эксплуатации еще небольшого числа подводных аппаратов. С другой стороны, идет непрерывный процесс совершенствования аппаратов, появления новых конструкций и материалов, реализации новых идей. Однако потребность в международной стандартизации хотя бы отдельных требований обеспечения безопасности аппаратов уже настала [20]. К ним можно отнести автономность аппарата по средствам жизнеобеспечения (которая должна быть не менее 72 ч на одного человека), рабочие частоты звукоподводной связи и аварийных маяков и др.
Требования к аппаратам изложены классификационными обществами в соответствующих документах: Правилах, положениях и руководящих указаниях по постройке, классификации и периодическому освидетельствованию подводных аппаратов (Регистр Ллойда); Правилах классификации, постройки подводных аппаратов (Германский Ллойд); Руководство по классификации обитаемых подводных аппаратов (Американское бюро судоходства); Правилах постройки и классификации подводных аппаратов (Бюро Веритас).
В качестве примера приведем стуктуру Правил Бюро Веритас, новое и полностью переработанное издание которых выпущено в 1976 г. на английском и французском языках.
Правила состоят из двух частей. В первой части излагаются требования, установленные для присвоения класса. Вторая часть содержит рекомендации, выходящие за пределы классификации, но имеющие значение для Бюро Веритас по составу чертежей и документации проекта; определению нагрузок и элементов конструкции прочного корпуса; насосам, трубопроводам и вспомогательному оборудованию систем; энергетическим и гребным установкам и механизмам; конструкционным листовым и профильным материалам для прочного корпуса, сварным и бесшовным трубам, стальным поковкам, отливкам и прочим материалам; обеспечению безопасности, дыхательным смесям, предупреждению и тушению пожаров, спасательным устройствам и средствам.
Рассмотрим требования к испытаниям подводных аппаратов после их постройки, к освидетельствованиям и смотрам, сформулированные в правилах и руководствах классификационных обществ.
Регистр Ллойда. Предусматривается регулярное проведение освидетельствований и осмотров аппарата, его корпуса, механизмов, устройств и оборудования.
Перед каждым спуском аппарата на воду проводят полное освидетельствование его и проверку обслуживающим персоналом. Обязательна ежемесячная проверка аппарата теми же силами по специальной программе.
Все аппараты ежегодно обследуют инспекторы Ллойда. Обращается внимание при этом на системы жизнеобеспечения, навигационное оборудование, связь, источники энергии, движители, системы управления и др.
Один раз в четыре года инспекторам Ллойда представляют аппараты для так называемого специального
освидетельствования. Проводят испытание прочного корпуса не-разрушающими методами на отсутствие трещин, герметичность и прочность. Трубопроводы подвергают гидравлическим испытаниям. Системы погружения проверяют на износ, коррозию и надежное действие всех движущихся частей. Системы, содержащие ртуть, контролируют на отсутствие утечки. Газовые баллоны проходят гидравлические испытания, после чего проверяют их внутреннее состояние. Проходят проверку все измерительные приборы.
После ремонтов или модернизаций с использованием нестандартны узлов обязательно освидетельствование аппарата в присутствии инспектора Ллойда.
Германский Ллойд. После постройки подводного аппарата надлежит провести испытания балластных цистерн на герметичность давлением воздуха, испытания всех сальников и закрытий прочного корпуса на герметичность разрежением, испытания прочного корпуса и прочных цистерн на герметичность и прочность испытательным давлением, кренование в надводном положении, кренование и дифферентовку в подводном положении, проверку системы погружения и «оборудования безопасности», ходовые испытания в надводном положении с последующей проверкой водонепроницаемости, ходовые испытания в подводном положении.
Под «оборудованием безопасности» понимаются приборы управления подачи воздуха для дыхания, манометр для замера давления внутри аппарата, устройство для автоматической продувки балластных цистерн и др.
Программу испытаний согласовывают с Германским Ллойдом.
Американское бюро судоходства. После постройки прочный корпус аппарата со всеми выступающими наделками подвергают испытаниям, имитируемым давлением, которое не менее чем на 10 % должно превышать расчетное., Контролируют герметичность и деформацию корпуса. Остаточные деформации не допускаются.
Затем продолжают испытания аппарата погружением на рабочую глубину. Сначала добиваются нулевой плавучести аппарата (если это возможно) на глубине 30 м. Осматривают доступные сварные соединения и уплотнения, испытывают в работе все находящееся под забортным давлением оборудование, необходимое для обеспечения безопасности аппарата.
В дальнейшем глубину увеличивают на 20 % от значения предыдущей и проводят уже упомянутые осмотры и испытания. Все повторяют до рабочей глубины.
Бюро Веритас. После постройки головного аппарата надлежит провести испытания механизмов; проверку герметичности закрытий прочного корпуса и различных проходов в его обшивке давлением воздуха; испытания в барокамере; проверку остойчивости; проверку на небольшой глубине функционирования устройств, обеспечивающих безопасность; погружение на максимальную рабочую глубину; погружение на глубину, превышающую максимальную; проверку работоспособности аппарата в условиях более тяжелых, чем предусмотрено в проекте; испытания, имитирующие повреждения или аварию, с использованием средств безопасности и спасательных устройств; проверку выносливости (сохранение характеристик аппарата в течение определенного промежутка времени).
Аналогичные испытания, за исключением имитаций аварий и проверки выносливости, проходят и серийные аппараты.
Бюро Веритас назначает периодичность освидетельствования индивидуально для каждого типа подводного аппарата, но не реже одного раза в два года (так называемое специальное освидетельствование). Второе специальное освидетельствование должно выполняться после первого не позже шести месяцев.
Между каждыми двумя специальными освидетельствованиями проводят обычное освидетельствование, которое включает визуальный осмотр наружных конструкций; проверку непроницаемости закрытий прочного корпуса и различных проходов в его
обшивке; испытание оборудования, представляющего интерес для Бюро Веритас; проверку работоспособности устройств; обеспечивающих безопасность.
После ремонтов и модернизации аппарата проводят внеочередные освидетельствования.
Классификационные общества, как органы технического надзора в судостроении и мореплавании, имеют достаточно древнюю историю. Первое классификационное общество, известное теперь как Регистр Ллойда, возникло в Англии в 1790 г. в виде придатка судового страхового общества. В дальнейшем аналогичные классификационные общества одно за другим стали появляться в странах с развитым судоходством: во Франции (Бюро Веритас, 1828 г.), затем в Италии (Итальянский морской регистр, 1861 г.), США (Американское бюро судоходства, 1862 г.), Норвегии (Норвежский Веритас, 1864 г.), Германии (Германский Ллойд, 1867 г.), Японии (Ниппон Кайдзи кекай, 1899 г.), России (Русский регистр, 1899 г.).
В настоящее время подобные классификационные общества функционируют также в ПНР (Польский регистр судов), ГДР (Немецкая судоревизионная и классификационная организация), НРБ (Болгарский судовой регистр), КНР (Регистр судов КНР), ЧССР (Чехословацкий судовой регистр), СФРЮ (Югославский регистр). В СССР учреждены два классификационных общества: одно для морских судов (Регистр Союза ССР) и другое для речных судов (Речной регистр РСФСР).
Классификационные общества устанавливают технические требования к судам торгового грузового и пассажирского флота в отношении безопасности плавания, а следовательно, в отношении надежности перевозки грузов и охраны человеческих жизней. На основе тщательного рассмотрения проектной и технической документации на судно, его оборудование и материалы, надзора за постройкой и эксплуатацией судна классификационное общество присваивает судну класс, документально оформляя это специальным удостоверением (сертификатом). Присвоение класса означает гарантию технической надежности судна и обеспечивает судовладельцу более выгодные условия страхования судна и груза, а также некоторые другие льготы. Изучая аварии поднадзорных судов и их причины, классификационное общества вправе лишить судно ранее присвоенного ему класса.
Одним из ответственных «участков работы» подводных аппаратов являются поисково-спасательные операции, т. е. работы, связанные с оказанием экстренной помощи экипажам аварийных аппаратов, с
поиском и обеспечением подъема на поверхность различных затонувших объектов. Рассмотрим их организацию и некоторые характерные примеры.