Определение направления на центр тайфуна

Следует иметь в виду, что эти правила применимы для неподвижного (лежащего в дрейфе) судна. При движении судна эти выводы необходимо делать по наблюдениям за истинным ветром, рассчитанным по данным кажущегося ветра, скорости хода и направлению движения судна.

Следует заметить, что изобары в тайфуне располагаются обычно в виде неправильных концентрических окружностей (смотреть статью под номером26),

поэтому для уточнения направления на центр тайфуна необходимо провести ряд наблюдений за ветром.

б) Наблюдение за облачностью позволяет еще на расстоянии 300—400 миль оценить направление на центр тайфуна, на который указывают полосы перистых облаков, как бы сходящихся к центру. В средних широтах эта картина выглядит отчетливо из-за развитой облачности верхнего яруса.

С приближением тайфуна иногда еще до усиления ветра можно наблюдать стену облаков, видимую на горизонте, которая указывает на место тайфуна.

Наблюдение за движущимися облаками нижнего яруса также позволяет уточнить место тайфуна. Правила в этом случае идентичны изложенным в пункте а. Однако угол, указывающий направление на центр во внешней и средней зонах, следует увеличить на 20°.

в) Предвестником приближающегося тайфуна является зыбь, порожденная ветровым волнением. Она распространяется во все стороны от возмущения на значительные расстояния, а направление ее подхода к судну дает возможность оценить местоположение центра тайфуна.

г) Грозовое состояние атмосферы, свойственное тропическим циклонам, вызывает атмосферные помехи, прослушиваемые в обычных радиоприемниках. Направление их наибольшей интенсивности можно определить с помощью судового радиопеленгатора. Конечно, точность радиопеленгования в этом случае невысока, но в совокупности с другими признаками эти сведения о направлении на центр тайфуна помогут разобраться в обстановке. Атмосферные помехи обычно прослушиваются на расстояниях до 300 миль. С перемещением в средние широты атмосферные помехи в тайфуне, а следовательно, и точность пеленгования увеличиваются.

ц) С развитием радиолокации стало возможным использование береговых и судовых радиолокационных станций для распознавания, классификации метеоцелей и определения их координат относительно судна или береговых РЛС. Тактико-технические данные, используемые в настоящее время РЛС, обеспечивают надежную дальность наблюдения: для береговых станций — до 500 км. для судовых станций (типа «Дон», «Нептун») — до 100 км. Определяющими факторами при распознавании метеоцелей являются плотность облачных образований и интенсивность выпадения осадков. В этом отношении наблюдение за областью тайфуна имеет безусловное преимущество перед наблюдением за обычными фронтальными образованиями, так как тайфун характерен сильно развитой облачностью, ливневыми осадками, спиралевидными полосами облаков и осадков, наличием «глаза бури». На экране радиолокатора все эти признаки проявляются в виде «засветок» различной яркости и формы.

В интенсивных тайфунах небольшого диаметра можно обнаружить «глаз бури», горизонтальное сечение которого часто имеет эллиптическую форму. Наряду с очевидными преимуществами наблюдения за тайфуном с помощью РЛС, главными из которых являются точность определения координат и наглядность, этот виц наблюдений имеет и недостатки. Основным недостатком является ограниченная дальность наблюдения типовыми судовыми РЛС. В этом отношении береговые РЛС, установленные на побережья Японии и Приморья, имеют неоспоримые преимущества ввиду большой дальности наблюдений. Использование береговых РЛС обеспечивает и обширный материал для исследовательской работы.

2. Определение расстояния до центра тайфуна. Расстояние до центра тайфуна можно определить по подходящей к судну зыби, состоянию атмосферы, силе ветра, характеру падения давления, а также по данным РЛС.

а) Оценка расстояния по характеру приходящей зыби. Следствием действия сильных ветров в зоне тайфуна и особенно в его внутренней части является развитое волнение, которое распространяется во все стороны от центра тайфуна. Наибольший разгон получают волны в правой половине тайфуна. Это объясняется тем, что уже первоначально развитые волны правой половины продолжают усиливаться ураганными ветрами сместившегося вперед тайфуна (смотреть статью под номером27). Волны же тыловой части утихают естественным образом в связи с отходом тайфуна. В связи с этим и дальность распространения волн, идущих вперед и вправо, больше, чем в остальных секторах тайфуна.

Зыбь, обнаруженная в океане, говорит о наличии сильного волнения, а ее усиление или затухание позволяют сделать вывод о приближении зоны волнения, ее удалении или прохождении стороной.

Вообще же считается, что усиливающаяся зыбь может быть встречена на расстоянии 300—600 миль от центра тайфуна [42].

Установлено, что зыбь после выхода из ветрового поля тайфуна и по мере распространения ее в океане увеличивает свою скорость. Одновременно с увеличением скорости распространения волн увеличивается длина волны и уменьшается ее высота.

Элементы волны связаны отношениями: где с — скорость распространения волн, т— период волны, X — длина волны.

Указанные зависимости можно использовать для определения скорости распространения волн и приближенного вычисления расстояния, с которого эти волны пришли. Проще всего и наиболее точно на судне определяется период волны как время прохождения двух гребней волн мимо неподвижного наблюдателя. На движущемся судне поправка ( + ) вводится при движении судна навстречу зыби, (—) при движении судна по ходу зыби.

Оценку расстояния до тайфуна можно произвести на основе следующих рассуждений. Замечено, что при ветре 20 мс в зоне действия движущегося тропического циклона развития волна может иметь следующие элементы: т=7 с, с=11 мс, Х=8 м, а зыбь от этого волнения может при пробеге около 1500—1600 миль приобрести период 14—15 с (при длине волны 300 м и скорости перемещения 22 мс).

По измеренному периоду наблюдаемой зыби, времени начала ее действия в райне судна и направлению ее подхода на основе прямой пропорциональности можно вычислить время зарождения этой волны и пройденное ею расстояние, т. е. определить расстояние до тайфуна, вызвавшего эту зыбь. Рассчитанная на базе формул (4.1) таблица (табл. 16) облегчает расчеты по оценке расстояния до тайфуна. Пример: наблюдатель в 11 ч 15 октября отметил подход зыби с юга с периодом т= 10с. Используя таблицу,

находим, что скорость перемещения дошедшей до наблюдателя зыби составляет 30 узлов, время пробега зыби от источника возмущения 26 ч и расстояние, пройденное ею, составляет 800 миль. Отсюда делаем заключение, что в 9 ч 14 октября тайфун был от места наблюдателя на расстоянии 800—900 миль.

Подобные расчеты имеют сравнительно невысокую точность. Это исходит из принятого допущения, что ветер в зоне тайфуна 200 мс. Если же ветер будет сильнее, то отмеченные элементы волн можно обнаружить на более близком расстоянии, и наоборот.

Приведенная выше оценка расстояния, несмотря на ее приближенный характер, помогает ориентироваться в обстановке и сделать вывод о местоположении центра тайфуна.

б) Оценка расстояния по состоянию атмосферы и ветру. Обычно расстояние 250—300 миль до центра тайфуна характеризуется значительной облачностью и небольшим понижением температуры по сравнению с окружающей средой. В 100— 200 милях от центра тайфуна небо сплошь покрыто облаками, идет интенсивный дождь. На расстоянии менее 60—100 миль ветер достигает ураганной силы и сопровождается ливневыми дождями. Применение этих признаков дает лучшие результаты, если используются данные о вероятном радиусе тайфуна.

в) Оценка расстояния по скорости падения давления. В ряде случаев в оценке расстояния до центра тайфуна могут помочь и показания барометра. Характер кривой на барограмме в зоне действия тайфуна имеет овои особенности. Сначала наблюдается медленное падение, с подходом центра тайфуна понижение давления увеличивается, а незадолго до центра отмечается резкое падение. В связи с тем, что минимум давления для каждого тайфуна колеблется в широких пределах (от 900 до 990 мб), прямую зависимость расстояния судна до центра от величины давления привести нельзя. Однако по скорости падения давления можно оценить расстояние до центра тайфуна. Здесь действует принцип: большое расстояние до центра — небольшое плавное падение давления; малое расстояние — резкое падение давления. Таблица 17 дает соотношение расстояний до центра в зависимости от скорости падения давления за 1 ч (по Пиддингтону). Для пользования этой таблицей на судне необходимо организовать наблюдение за ходом давления каждый час (30 мин); в этом случае необходимо учитывать скорость движения судна.

В других случаях, сравнивая фактическое давление с критическим (низшим уровнем нормального давления для данного района), можно получить ориентировочное расстояние до центра.

Все вышеперечисленные методы оценки направления на центр тайфуна и расстояния до него требуют обязательной перекрестной проверки, анализа и непрерывного наблюдения за меняющейся обстановкой. Лишь в этом случае судоводитель может рассчитывать на безопасное плавание в районах океана, подверженных воздействию тайфуна.

Принятие решения на уклонение производится на основе анализа прокладки путей движения тайфуна, которая ведется обычными навигационными способами по времени, пеленгу и дистанции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: