Для обеспечения безопасности мореплавания и выбора оптимальных маршрутов плавания судов в свое время зародилась и в дальнейшем получила развитие одна из мореведческих наук — морская метеорология. Одним из важных разделов этой науки является учение о тропических циклонах, которые все еще остаются малоизученными как в практическом, так и в научном отношении.
Суда транспортного, промыслового и научно-исследовательского флотов плавают во всех районах Мирового океана. В связи с этим важным фактором, определяющим экономичность и безопасность мореплавания, является правильный учет метеорологической обстановки.
Одним из существенных препятствий для мореплавания являются тропические циклоны, а также глубокие циклоны умеренных широт.
Ежегодно по всем морям и океанам плавают тысячи крупнотоннажных судов. Одни из них перевозят различные грузы и пассажиров, другие занимаются промыслом рыбы, морских животных и морепродуктов. Плавание в открытых морях и океанах не всегда бывает легким и проходит благополучно. В сложных штормовых условиях капитан вынужден строго следить за безопасностью своего судна. Даже опытные капитаны, много лет проплававшие на морях и океанах и не раз испытавшие на себе всю силу разбушевавшейся стихии, не всегда могут правильно оценить метеорологическую обстановку без должной метеорологической информации.
Несмотря на то, что суда стали значительно более совершенными и оснащены мощными силовыми установками, аварии и гибель их бывают довольно часто. Ежегодно в океанах и морях тонет свыше ста судов и сотни кораблей получают повреждения.
Значительная часть аварий и катастроф происходит из-за неправильной оценки судоводителями гидрометеорологической обстановки в районе плавания. Недостаточная осведомленность об атмосферных процессах над океанами также может служить косвенной причиной аварий и гибели судов.
Для того чтобы повысить экономичность морских перевозок и безопасность мореплавания, с 1964 г. в России было начато составление рекомендованных курсов для судов, плавающих в океанах.
Опыт показал, что использование рекомендаций позволило повысить безопасность плавания и экономичность перевозок.
На основании сведений, поступающих с метеорологических станций, торговых и рыбопромысловых судов, а также с судов погоды, самолетов и спутников, составляются карты погоды для того или иного района земного шара или для всего полушария в целом. Имея серию таких карт, можно проследить, какие изменения происходят в атмосфере, где располагаются циклоны и антициклоны, тайфуны и ураганы, в каком направлении они перемещаются, где будет свирепствовать шторм, а где установится маловетреная погода.
Рекомендованные курсы позволяют избежать встречи с глубокими внетропическими циклонами, тайфунами и ураганами, что, в конечном счете, приводит к выигрышу во времени и увеличению безопасности плавания.
К числу наиболее мощных и разрушительных тропических циклонов относятся тайфуны, возникающие в северо-западной части Тихого океана. Ежегодные убытки от тайфунов приносят значительный ущерб экономике ряда стран Азии и Дальнего Востока. Большинство экономически слаборазвитых стран с большим трудом восстанавливают ущерб, причиняемый тайфунами. Даже хорошо развитые капиталистические страны, такие, как США и Япония, страдая от нашествия ураганов и тайфунов, вынуждены серьезно заняться изучением и исследованием этих опасных явлений природы.
Мощные тайфуны вызывают сильные наводнения, землетрясения, штормовые нагоны, оползни, обвалы. Тайфун «Вера» в сентябре 1959 г. принес убытки Японии, исчисляемые в 1 млрд. 280 млн. американских долларов. При этом погибло и пропало без вести около 5 тысяч человек и почти 36 тысяч человек получили ранения. Разрушено было частично или полностью свыше 140 тысяч зданий.
Средний ежегодный ущерб от тайфунов для Филиппин, о. Тайвань и Японии достигает соответственно 17, 24 и 381 млн. американских долларов. В отдельные годы убытки, приносимые тайфунами, еще больше.
Средний годовой ущерб от последствий тропических циклонов в США равен примерно 300 млн. долларов. Максимальные убытки от тропических ураганов достигали 2 млрд. долларов. О силе тропических циклонов можно наглядно судить по отдельным фотоснимкам последствий урагана «Камилла» (смотреть статью под номером1).
Изучению тайфунов уделяется большое внимание как в Советском Союзе, так и за рубежом. В России исследования по проблеме тайфунов проводились в Дальневосточном ордена Трудового Красного Знамени гидрометеорологическом научно-исследовательском институте (ДВНИГМИ), Гидрометцентре России и ГГО.
В 1974 году в Атлантическом океане проводился так называемый «тропический эксперимент» (ТРОПЭКС) с одновременным использованием советских и зарубежных научно — исследовательских судов, самолетов, спутников и других технических средств. Цель этого эксперимента — исследование циркуляции атмосферы в тропиках, в том числе условий зарождения ураганов и их эволюции.
На повестке дня стоит также актуальная проблема искусственного воздействия на тропические циклоны в стадии их возникновения, когда они обладают еще малыми запасами кинетической энергии. Такие опыты уже проводились, но пока еще не дали ощутимых результатов.
Для мореплавателей большую помощь в работе могут оказать практические пособия, в которых приводятся подробные сведения о тропических циклонах. В отечественной литературе руководств по тропическим циклонам крайне мало. Среди них следует
назвать книги Г. К. Шумейко «Плавание в зоне тропических ураганов» [58], 3. М. Тирон «Ураганы» [46], Д. В. Наливкина «Ураганы, бури и смерчи» [34] и монографию «Тихий океан» [47]. В первой из этих книг даются подробные практические рекомендации мореплавателям при судовождении в зоне действия тропических циклонов. В монографии «Тихий океан» содержится довольно подробная характеристика тропических циклонов, зарождающихся в северной и южной частях Тихого океана. Из иностранных источников заслуживают внимания книга Риля «Тропическая метеорология» [39], весьма полезными для судоводителей являются также пособия [8, 11] и отдельные научно-популярные статьи и книги [2, 4, 16, 31, 41, 51]. В монографии Г. Н. Витвицкого «Циркуляция атмосферы в тропиках» [10] на высоком научном уровне освещены теории зарождения тропических циклонов и численные эксперименты по исследованию развития тропических циклонов.
Настоящая брошюра предназначена главным образом для судоводителей и синоптиков. В ней приводятся общие сведения о тропических циклонах, рассматриваются районы возникновения тайфунов, их повторяемость, продолжительность существования, траектории, скорости перемещения, а также ряд других характеристик тайфунов.
Большой раздел брошюры посвящен вопросам прогноза перемещения и эволюции тайфунов как по местным признакам, так и с использованием синоптического и статистического методов. Рассмотрены также вопросы использования спутниковой информации для целей анализа и прогноза перемещения и эволюции тайфунов. Специальная глава посвящена правилам расхождения судов с тайфуном и маневрирования в зоне его действия.