Тактика партизанских действий

Зимой 1942/43 г. время подготовки командиров партизанских формирований и специалистов уже доходило до 2 — 3 месяцев. Особенно улучшилась подготов­ка партизанских кадров после создания штабов партизанского движения. Толь­ко с 15 июля 1942 по 15 февраля 1944 г. в школах ШПД было подготовлено 218 командиров-организаторов партизанского движения, 4368 инструкторов минно-подрывного дела, 2154 радиста, 1644 разведчика и 12 016 подрывников. А всего в советском тылу было подготовлено около 60 тысяч партизанских командиров и специалистов, и не менее 30 тысяч партизанских специалистов обучено в «лес­ных академиях» в тылу врага. Это привело к увеличению эффективности дейст­вий и уменьшению потерь партизанских сил.

Если в первый год войны потери партизан на Украине, в Белоруссии и на се­веро-западном направлении составляли от 90 до 95%, то безвозвратные потери в хорошо подготовленных партизанских формированиях, уцелевших в первый год войны и созданных позднее, за всю войну не превышают 16%. При этом эти пар­тизанские формирования нанесли врагу огромный урон. Так, в минной войне партизаны наносили противнику урон, не вступая с ним в бой. В этих диверсион­ных операциях они, как правило, не несли потерь. Больше того, диверсии парти­занских сил на коммуникациях противника резко снизили его возможности по проведению карательных операций. Это в значительной мере снизило общие по­тери партизан.

В ходе вооруженной борьбы партизаны применяли различные тактичес­кие приемы, которые отличались от тактики регулярных войск. Обуславлива­лось это, прежде всего, своеобразием обстановки на оккупированной терри­тории, степенью вооруженности партизанских отрядов, их материальной обеспеченностью. На тактику партизанских соединений определенное влия­ние оказало и то обстоятельство, что в их составе действовало немало воен­нослужащих.

Наконец, сказалось и разнообразие базирования партизанских формирова­ний. Одни бригады и отряды имели постоянную дислокацию, располагаясь, на­пример, на труднопроходимых лесистых и болотистых участках местности или в брошенных шахтах и каменоломнях. Отсюда они систематически производили боевые вылазки. Другие постоянно перемещались внутри одного или нескольких районов. Третьи совершали тысячекилометровые рейды, выходя за пределы об­ласти и даже республики, появляясь в самых неожиданных для противника мес­тах.

Партизанами применялись специфические формы ведения боевых действий, так называемая партизанская тактика, основы которой изучались в специальных школах, где готовились партизанские кадры. Совершенствовались эти навыки на занятиях по боевой подготовке, проводившихся во многих партизанских форми­рованиях.

Характерной чертой тактики партизан было необычайное разнообразие спо­собов действий, главным ее принципом был «никогда не повторяться». В ней можно выделить лишь типичные черты, определенные закономерности. Парти­заны нападали на противника после тщательно проведенной разведки, в момен­ты наименьшей его способности к сопротивлению, часто использовали для вы­полнения боевых задач и передвижения вечернее и ночное время, непогоду, за короткий срок скрытно сосредоточивали силы для нанесения удара и организо­ванно выводили их из боя. Они, не принимая лобового удара превосходящих сил противника, умело маневрируя, неожиданно появлялись в самых уязвимых мес­тах. Постоянно ставя врага перед новыми затруднениями, партизаны дезоргани­зовывали тыл оккупантов и наносили ему значительные потери.

При всем разнообразии способов партизанских действий их молено разде­лить на две группы. Первая группа включает такие способы действий, при кото­рых боевые задачи решались путем непосредственных столкновений с врагом. Ко второй относятся способы действий, позволявшие решать эти задачи, не вступая в непосредственное боевое соприкосновение с противником. В первом случае ос­новными способами действий партизан являлись засада и налет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: