Китайские реактивные системы залпового огня. Часть I

Во время боев за полуостров Даманский в 1969 году русская сторона применила тогда еще скрытые реактивные системы залпового огня БМ-21 «Град». Этот момент вооруженного конфликта имел несколько последствий, как политических (Китай фактически вполне закончил провокации на границе), так и фольклорные (узнаваемый смешной рассказ про «мирный русский трактор»). Не считая того, спустя некое время после окончания боев, китайское командование в конце концов сумело узнать, каким образом русские бойцы смогли убить огромную часть группировки войск, готовившейся к наступлению. Одним из самых досадных для китайцев результатом получения этой инфы стало осознание того, что подобные системы были и в НОАК, но их очевидно недооценивали. Уже к середине 70-х китайские ученые и инженеры начали создание всеполноценных систем залпового огня.

«Тип 63»

К началу боев за Даманский уже 6 лет на вооружении китайской армии состояла система «Тип 63». Еще до ухудшения отношений с Русским Союзом китайские военные закупили несколько РСЗО БМ-14. Понимая необходимость развертывания собственного производства вооружений и военной техники, управление Китая отдало приказ провести реверс-инжиниринг русской системы залпового огня и сделать на ее базе свой комплекс. По ряду обстоятельств, в процессе исследования русских образцов и разработки собственных аналогов от начальной БМ-14 остались только общие черты. Так, русская РСЗО имела калибр 140 мм. Китайцы из каких-либо собственных суждений уменьшили его до 107 мм. Перетерпела изменение конструкция пусковой установки. От 16 пусковых труб осталось только двенадцать, не считая того, ввиду отсутствия подходящего шасси, установку, получившую заглавие «Тип 63», сделали буксируемой.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть I

Пусковая установка системы «Тип 63» представляла собой существенно доработанный и облегченный артиллерийский лафет на колесном ходу. Колеса, унифицированные с авто техникой, имели рессоры, что позволяло буксировать РСЗО с довольно большенными скоростями. Не считая того, на поле боя установку мог транспортировать расчет из 5 человек. К шасси лафета крепился поворотный станок. Он позволял наводить стволы по горизонтали в границах сектора шириной 30° и по вертикали от нуля до 60 градусов. Невзирая на внедрение открытых с 2-ух сторон труб, пусковая установка «Типа 63» имела склонность к движению и прыжкам при стрельбе. Для компенсации этого явления в задней части лафета предусмотрели две раздвижные станины, в походном положении применявшиеся для буксировки, также два упора на шарнирах впереди. При разложенных станинах и упорах установка «Тип 63» становилась еще более устойчивой и обеспечивала достаточную кучность при стрельбе залпом.

Боеприпасы системы «Тип 63» представляли собой обычные турбореактивные снаряды. В корпусе длиной от 760 до 840 мм располагалось семь пороховых шашек, электрозапал и боевая часть. Для стабилизации в полете в задней части ракеты размещался сопловой блок с маршевым соплом и шестью наклонными, служившимися для раскрутки. Зависимо от необходимости, расчет РСЗО мог применить осколочно-фугасные снаряды, осколочно-фугасные с завышенным осколочным действием, зажигательные на базе белоснежного фосфора и даже снаряды для постановки помех. В последнем случае подрыв снаряда происходил на определенной высоте, вследствие чего в воздухе оказывалось огромное количество отражающих частей. Все снаряды весили около 18,5-19 килограмм. При рациональном угле возвышения снаряды РСЗО «Тип 63» летели приблизительно на восемь с половиной км. Для пуска ракет применялась электронная система с ручным управлением, что позволяло расчету на интуитивном уровне регулировать интервал меж выстрелами. В то же время, надлежащими документами рекомендовалось отстреливать все двенадцать снарядов менее чем за 7-9 секунд. Расчеты проявили, что в таком случае обеспечивается большая эффективность поражения цели, а пусковая установка не успевает «распрыгаться» и сбиться с наводки.

Сначало реактивные системы залпового огня «Тип 63» поставлялись в войска в сравнимо малом количестве. Числилось, что обычная ствольная артиллерия более эффективна. Сразу с этим можно отметить и экономичес
кую сторону внедрения ствольной и реактивной артиллерии. В случае с пушками и гаубицами выходит комплекс «дорогое орудие – дешевенький боеприпас», что довольно отлично в финансовом плане. РСЗО, в свою очередь, отвечают другой концепции: «дешевое орудие – дорогой боеприпас», что в конечном итоге и привело к преуменьшению роли РСЗО в китайской армии. Все же, после конфликта на Даманском создание «Типа 63» существенно возросло и к началу 80-х в каждом пехотном полку было по 6 пусковых установок, приданных артиллерийским батальонам.

На 1-ый взор, обычная и устаревшая система «Тип 63» оказалась довольно успешной для выполнения возлагавшихся на нее задач. В связи с этим она захватила популярность не только лишь в Китае. Так, на базе китайской РСЗО в других странах было сотворено несколько подобных систем: иранская Fajr-1, суданская Taka, северокорейский «Тип 75», турецкая T-107 и т.д. Уникальные РСЗО «Тип 63» поставлялись в 13 государств, сначала, третьего мира. Не считая того, посреди 80-х китайцы стали монтировать «Тип 63» на шасси грузовика Nanjing NJ-230, что сделало систему залпового огня самоходной и еще более мобильной.

«Тип 82»

Еще в 60-х годах предпринимались пробы сделать для РСЗО «Тип 63» новый снаряд увеличенного калибра. В целом, никаких заморочек с боеприпасом не предвиделось, но буксируемая пусковая установка казалась очень слабеньким устройством для внедрения с ним. По этой причине создание новейшей системы залпового огня затянулось – нужно было отыскать подходящее шасси, создать подобающую пусковую установку и довести до мозга снаряд калибра 130 мм.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть I

В итоге появилась РСЗО «Тип 82». Базой для него стал трехосный вэдовый грузовик Yanan SX250. Над задними осями была установлена пусковая установка с 30 трубами-стволами, расположенными в три горизонтальных ряда по 10 штук. Больший в сопоставлении с «Типом 63» калибр и практически трехкратное повышение количества пусковых труб привели к необходимости поновой создать всю пусковую установку. В итоге вышел приличный агрегат, частично напоминающий пусковые установки русских машин БМ-21 «Град» – трубчатые направляющие, собранные в один пакет с соответствующим прямоугольным кожухом в задней части. Углы наведения новейшей пусковой установки составляли по 75° от продольной оси машины в горизонтальной плоскости и возвышение от нуля до 50°. При всем этом на большинстве фото «Тип 82» ведут огнь, развернув пусковую установку на довольно большой угол от оси машины. В неприятном случае может быть повреждение незащищенной кабины. Сама кабина боевой машины имеет увеличенные размеры по сопоставлению с начальным грузовиком. За рабочими местами водителя и командира размещается объем с 2-мя рядами сидений для других 5 человек расчета. За задним обрезом кабины размещается железный короб для перевозки 30 реактивных снарядов. Таким макаром, без помощи транспортно-заряжающей машины РСЗО «Тип 82» может произвести два залпа попорядку с перерывом на перезарядку (5-7 минут).

Реактивные снаряды комплекса «Тип 82» представляют собой существенно увеличенные ракеты РСЗО «Тип 63». Вследствие этого сборка и метод стабилизации снаряда остались прежними. Длина снарядов калибра 130 мм приблизительно равна одному метру. Масса, зависимо от типа боевой части, около 32 килограмм. Номенклатура выпускаемых снарядов невелика. В распоряжении расчетов имеются осколочно-фугасные снаряды, усиленные осколочные с 2600 поражающими элементами и зажигательные на базе фосфора. Наибольшая дальность полета всех снарядов не превосходит 10 км. В конце 80-х компанией NORINCO был сотворен новый осколочный снаряд с дальностью стрельбы до 15 км. В сопоставлении с «Типом 63» существенно выросла скорострельность. Электросистема боевой машины позволяет выпускать к цели все три 10-ка снарядов за 14-16 секунд. Для заслуги таких характеристик был использован парный запуск ракет.

Большая боевая эффективность «Типа 82» довольно стремительно привела к тому, что он вытеснил из войск самоходные варианты РСЗО «Тип 63». Не считая того, более новенькая система залпового огня стала основой для нескольких модификаций. 30-ствольная пусковая установка может устанавливаться на некие бронированные шасси, к примеру, на бронированный тягач «Тип 60». Гусеничный вариант «Типа 82» по
лучает обозначение «Тип 85». В конце концов, существует носимый вариант 130-миллиметровой РСЗО. Он представляет собой легкий лафет-треногу, одну пусковую трубу и электронную систему запала. Такими пусковыми установками вооружаются десантные и горнострелковые подразделения.

«Тип 83»

Создание этой системы залпового огня началось практически сразу с «Типом 63», но трудности технического нрава затянули работы практически на два десятилетия. В самом начале 60-х годов китайские разработчики военной техники попробовали сделать боевую машину, созданную для нанесения ударов реактивными снарядами калибра 273 мм. Но томная многокалиберная ракета, хотя и имела огромную дальность, уже на уровне расчетов демонстрировала недостаточные точность и кучность. Задачи были со всем: с порохом для твердотопливного мотора, с жесткостью конструкции пусковой установки и т.д. Разработка «Типа 83» прерывалась на долгий срок, и настоящее создание новейшей системы залпового огня началось исключительно в 1978 году. К этому времени совсем оформился вид боевой машины. В качестве базы для нее взяли артиллерийский тягач «Тип 60-1» на гусеничном ходу. Бронемашина с 300-сильным движком на фоне «Типа 82» смотрелась разносторонне, но, все же, давала применимые свойства скорости и проходимости, конкурируя по этим показателям с танками.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть I

В задней части тягача была установлена пусковая установка с коробчатым блоком направляющих. Большой вес снарядов и пусковой установки не дозволили сделать сектор горизонтальной наводки довольно огромным. В итоге отклонение от продольной оси машины может быть лишь на 20 градусов в обе стороны. Сектор вертикального наведения остался приблизительно таким же, по-прежнему, но малость сместился. Из-за большой длины направляющих пусковой установки малый угол, при котором они не касались кабины, превосходил 5° к горизонтальной плоскости. Очень вероятный угол возвышения приравнивался 56°. Необходимо отметить, что «Тип 83» имеет не рельсовые направляющие, а коробчатые. Благодаря этому ракеты при запуске практически не оказывают влияние друг на друга. Боевая масса готовой гусеничной машины превысила 17,5 тонн. Из-за веса реактивного снаряда в 480-490 килограмм появились сомнения в стойкости боевой машины. Для компенсации раскачивания на задней части шасси были установлены два гидравлических аутригера. Невзирая на необходимость их использования, время перевода машины из походного положения в боевое не превысило одной минутки.

Калибр 273 мм стал предпосылкой малого боезапаса РСЗО «Тип 83». На большой пусковой установке имелось всего четыре направляющие для снарядов. Длина боеприпаса в 4,7 метра так же не содействовала повышению мощности залпа в количественном отношении. Все же, малый боекомплект компенсировался большой дальностью и могуществом снарядов. Любая 273-мм неуправляемая ракета несла боевую часть весом около 135-140 килограмм. Стандартным боеприпасом являлся реактивный снаряд с осколочно-фугасной боеголовкой. По мере надобности система «Тип 83» могла вести огнь ракетами с хим либо кассетной боевой частью. Одной из обстоятельств огромного размера направляющих стала конструкция стабилизирующей системы снарядов. В отличие от «Типа 63» и «Типа 82», новенькая РСЗО огромного калибра была создана для использования ракет, крутящиеся в полете за счет стабилизаторов. Такое техническое решение было использовано для экономии энергии порохового заряда: в турбореактивных снарядах часть газов расходуется на раскрутку в полете. Ракеты традиционной схемы, в свою очередь, теряют энергию лишь на преодоление сопротивления воздуха, а издержки на раскрутку при всем этом на порядки меньше. Благодаря этой экономии снаряды РСЗО «Тип 83» могут поражать цели на дальностях от 23 до 40 км. Радиальное возможное отклонение равно 1,2-1,5 процентам от расстояния до цели. Рекомендованная длительность залпа находится в границах 5-8 секунд.

Серийное создание «Типа 83» началось в 1984 году и шло с малым темпом. РСЗО большой мощности посчитали не тем видом вооружения, которое нужно делать в массовом порядке. Вероятнее всего, по той же самой причине в 1988 году эта РСЗО была снята с производства. На заводах ее место заняли более новые и совершенные ко
нструкции. Несколько 10-ов машин «Тип 83» служит до сего времени в отдельных артиллерийских дивизионах НОАК и неких странах третьего мира, куда они вывозились под заглавием WZ-40.

«Тип 81», «Тип 89» и «Тип 90»

В 1979 году, во время приграничного конфликта меж Китаем и Вьетнамом бойцы НОАК взяли в качестве трофея несколько боевых машин БМ-21 «Град» русского производства. Помня последствия удара во время боев за Даманский, управление китайской армии потребовало как можно резвее сделать аналогичный комплекс. В итоге практически за несколько лет была разработана и запущена в создание РСЗО «Тип 81». Боевая машина этого комплекса представляла собой трехосный грузовик с многоместной кабиной наподобие «Типа 82» и пусковой установкой, скопированной с «Града». Схожим образом обошлись и со снарядами. Ввиду практически полного копирования свойства «Типа 81» были подобны либо близки к чертам русской БМ-21. В предстоящем РСЗО «Тип 81» перетерпела несколько модернизаций, в том числе и глубочайших.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть I
РСЗО «Тип 81»

Самая суровая версия обновления «Типа 81» получила обозначение «Тип 89» и была сотворена в самом конце 80-х. Основное нововведение в конструкции – новое шасси. По результатам эксплуатации свойства проходимости колесного шасси формулы 6х6 были признаны недостающими. Для подмены избрали бронированную гусеничную машину «Тип 321». Дизельный движок шасси мощностью 520 л.с. разгонял боевую машину на шоссе до 50-55 км в час. На верхней поверхности тридцатитонного шасси смонтировали поворотное основание с пусковой установкой и аппаратурой заряжания. Основание вкупе с агрегатами на нем могла поворачиваться в границах сектора шириной 168°. Пусковая установка без помощи других подымалась от горизонтали на 55 градусов. Фактически пусковая установка «Типа 89» была на сто процентов взята у «Типа 81» и, как следствие, у русского «Града»: рама с гидравлическим подъемным устройством являлась основанием для 4 рядов по 10 пусковых труб калибра 122 мм. Представляет энтузиазм прочее оборудование, установленное на поворотном основании бронемашины. Конкретно перед пусковой установкой имеется бронированный кожух, по своим размерам аналогичный блоку пусковых труб. Снутри кожуха в особом держателе располагалось 40 реактивных снарядов дополнительного боекомплекта. Подача ракет в пусковые трубы осуществлялась автоматом, по команде расчета. Таким макаром, «Тип 89» получил возможность резвой перезарядки для нанесения второго удара. После использования дополнительного боекомплекта требовалась помощь транспортно-заряжающей машины. Автоматическая система заряжания дозволила уменьшить расчет боевой машины до 5 человек. Для всех их имелись посадочные места снутри бронированного корпуса.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть I
РСЗО «Тип 89»

122-миллиметровые снаряды для РСЗО семейства «Тип 81» являются переработкой ракет комплекса БМ-21 в согласовании с китайскими промышленными способностями. Масса снарядов колеблется в границах 60-70 килограмм, зависимо от типа боевой части. Это может быть рядовая и усиленная осколочная, кассетная (до 74 суббоеприпасов) либо зажигательная боеголовка. Вес большинства головных частей незначительно превосходит 18 килограмм, но в случае с кассетой на 74 осколочно-кумулятивных элемента доходит до 28 кг. Снаряды ранешних моделей, скопированные с русских боеприпасов, имели подобающую дальность стрельбы – от 3-х до 20 км. В предстоящем китайские конструкторы подбором сорта горючего для движков смогли довести дальность до 26, 30 и даже 40 км. При всем этом масса реактивных снарядов с наибольшей дальностью осталась в тех же границах, что и вес ранешних ракет. Копирование ракет русского производства привело к освоению китайцами новейшей технологии стабилизации снаряда – раскладывающегося оперения. Это техническ
ое решение позволило соединить малый размер ракеты в транспортном положении и применимые характеристики точности.

Китайские реактивные системы залпового огня. Часть I
РСЗО «Тип 90»

РСЗО «Тип 89» первой получила автоматическую систему управления огнем и наведения пусковой установки. Поворот и подъем блока направляющих осуществлялся с помощью электронных приводов, но может быть и ручное наведение с помощью особых устройств.

Самой новейшей китайской системой залпового огня калибра 122 мм является «Тип 90». Практически она представляет собой доработанную пусковую установку «Типа 89», смонтированную на грузовике Tiema XC2030 (копия Мерседес-бенз 2026) с колесной формулой 6х6. При всем этом комплекс вооружений РСЗО «Тип 89» перетерпел суровые конфигурации. Поворотный блок гусеничной боевой машины был разбит на две части – пусковую установку и блок заряжания. 1-ая выполнена поворотной (102° на лево и на право от оси машины), 2-ой – стационарным. Система подъема блока направляющих осталась прежней и позволяет стрелять с углом возвышения до 55 градусов. Соответствующим различием «Типа 90» от прошлых китайских РСЗО на колесной базе стала кабина стандартных для грузовика размеров. Таким макаром, на машине могут ехать только три человека из расчета. Другие двое обязаны добираться до позиции на другом транспорте. Увлекательной особенностью боевых машин «Тип 90» является раскладной тент. Вдоль платформы с аппаратурой заряжания и пусковой установкой свободно передвигаются несколько П-образных опор, на которых подвешен текстильный тент. Перед стрельбой он собирается в фронтальной части платформы. Перед уходом с позиции расчет делает функцию в оборотном порядке. Таким макаром, боевая и вспомогательные машины на марше смотрятся так же, как и обыденные трехосные грузовики. На базе начальной системы «Тип 90» была сотворена «Тип 90Б», отличающаяся составом оборудования и базисным автомобилем (Beifang Benchi 2629 6х6).

По материалам веб-сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://military-informer.narod.ru/
http://sinodefence.com/
http://articles.janes.com/
http://military-today.com/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 46 | 0,207 сек. | 11.32 МБ