Ракета П-15 – 1-ая самостоятельная разработка филиала ОКБ-155. Производилась при конкретном участии А.Я. Березняка.
Комплекс реактивного вооружения системы П-15 предназначен для нанесения ударов по боевым кораблям и транспортам противника. Созданием этого комплекса утверждается значимость боевых катеров-ракетоносцев как действенного ударного средства в системе ВМФ для ликвидирования кораблей, борьбы против десантных средств и охраны побережий. Достоинства ракет П-15:
– наименьшая радиолокационная отражательная поверхность катеров-ракетоносцев, снаряженных реактивным вооружением системы П-15, на дальности стрельбы 35 км позволяет приблизительно на 15 минут ранее найти и поразить крейсер;
– возможность попадания ракетой П-15 в легкий крейсер в 10 раз больше вероятности попадания торпедами;
– время атаки ракетами П-15 составляет 75 секунд, притом из зоны, недостижимой для корабельной артиллерии, суммарное же время торпедной атаки с расстояния 20-30 км будет продолжаться около 45 минут (за этот период времени на торпедный катер может быть обрушено от 15 до 30 тыщ снарядов скорострельной артиллерии с атакуемого боевого корабля);
– цена катера-ракетоносца в 40 раз меньше цены эскадренного миноносца и в 200 раз – цены крейсера;
– высочайшая мобильность катеров-ракетоносцев позволяет при довольно большой автономности плавания – до 800 миль для катеров проекта 205 – сосредоточить их в кратчайший срок в подходящем оперативном районе.
Спектр высот полета, м 150-300
Наибольшая дальность полета, км 40
Скорость полета, км/ч 1150
Экспортная привлекательность ракеты состояла в высочайшей точности, надежности и простоте эксплуатации. В различное время она поставлялась более чем в 20 государств мира. В конце 50-х годов документация на изготовка ракет П-15 была передана Китаю.
Высочайшая боевая эффективность комплекса вооружения системы П-15 была доказана на практике – комплекс употреблялся противоборствующими сторонами в региональных военных конфликтах. В индо-пакистанском конфликте набег на порт Карачи дивизиона индийских катеров привел к поражению пакистанских судов, стоящих на рейде. Не считая того, ракетами П-15, выпущенными по береговой радиоконтрастной цели, был стопроцентно сожжен нефтеперегонный завод с наземными резервуарами нефтехранилищ, в итоге которого пакистанская военная техника лишилась припасов горючего. В данном случае индийские мореплаватели творчески оценили способности собственного орудия: они применили ракеты П-15 по наземной цели, стрельба по которым инструкциями и наставлениями не предусматривалась.
Ракета П-15 выполнена по самолетной схеме с крылом малого удлинения. В первый раз была реализована трехперая осесимметричная схема хвостового оперения с схожими поверхностями, что позволило комфортно расположить стартовый движок на ракете. Применение на ракете маршевого мотора – двухрежимного ЖРД, позволило сделать лучше динамические свойства ракеты в полете. Конструкция ракеты была выполнена из дюралевых сплавов.
Оригинально решен вопрос крепления стартового мотора при помощи 1-го фронтального узла и 2-ух задних регулируе мых узлов, что позволило понизить до применимых значений величину возмущающих моментов от тяги стартового мотора. И что самое замечательное, отделение стартового мотора происходило под действием его собственного веса и встречного потока воздуха после выгорания порохового заряда. Механизм крепления стартового мотора был признан как изобретение.
При разработке комплексов реактивного вооружения системы П-15 были решены совсем новые технические задачки, а конкретно:
– получение малых габаритов крылатой ракеты, нужных для размещения ее на катере;
– обеспечение работоспособности вооружения при воздействии значимых ударных и вибрационных нагрузок в течение долгого времени плавания катера;
– старт ракеты с маленьких направляющих в критериях качки при одновременном воздействии значимых вертикальных и боковых ударных перегрузок;
– высочайшие точности выхода катера на боевой курс и его удержание в период старта;
– защита корабельных конструкций и личного состава катера от воздействия газовой струи и звуковой ударной волны при срабатывании стартового мотора ракеты;
– автономность крылатой ракеты и катера-рак
етоносца после старта ракеты.
При разработке ракеты П-15 в первый раз были составлены «Основные данные для расчета на прочность», послужившие основой для сотворения отдельных норм прочности для крылатых ракет.
Для ракет П-15 в первый раз было создано и сделано крыло литьем способом выжимания. Эта работа на ВДНХ в 1960 году была удостоена большой серебряной медали.
Комплекс П-15 намного обогнал свое время и послужил началом рождения нового вида вооружения кораблей – ударных ракетных комплексов.
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-15У
Крылатая ракета П-15У является модификацией ракеты П-15 и отличается от нее складыванием консолей крыла. Главные летно-технические свойства ракеты П-15У не отличались от черт ракеты П-15.
Ракета применялась в комплексе вооружения катеров проектов 205У, оборудованных контейнерными пусковыми установками. Сохранилась возможность внедрения ракет с катеров проектов 183Р и 205.
В ракете П-15У в первый раз для крылатых ракет был реализован процесс раскладывания крыла в полете. Производилось это особым механизмом при старте после прохода ракетой надстроек корабля. Основной частью механизма раскладывания крыла являлся силовой цилиндр, шток с плунжером которого передвигался вдоль вертикально расположенной направляющей. С плунжером связаны промежные тяги и качалки, при помощи которых и осуществляется поворот консолей крыла. Складывание консолей крыла уменьшило поперечные габариты ракеты. Это позволило сделать лучше условия транспортировки ракет, уменьшить габариты и прирастить твердость контейнера пусковой установки , сделать лучше архитекту ру катера, уменьшить его парусность и радиолокационную заметность и соответственно уменьшить (на 40%) площадь помещений для хранения и подготовки ракет. Заместо вставных баков были реализованы баки-отсеки для окислителя.
Смелые конструктивные решения по складыванию крыла, заложенные А.Я. Березняком в ракету П-15У, положили начало сложившейся в МКБ «Радуга» конструкторской школе, обширно использующей концепцию конфигурации геометрии летательного аппарата с целью минимизации габаритов ракеты. Такие решения делают условия для совершенствования пусковых установок и уменьшения надобных объемов ракетоносителей, созданных для размещения боекомплектов.
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА П-15М («ПУМ», «Термит», ПК-51)
Ракета П-15М является модификацией ракеты П-15 в части роста дальности стрельбы, уменьшения высоты полета, увеличения боевой эффективности комплекса и увеличения помехозащищенности системы управления.
Спектр высоты полета, м 25, 50
Наибольшая дальность полета, км 80
Скорость полета, км/ч 1150
По аэродинамической схеме и аэродинамическим характерис тикам ракета П-15М не много отличается от ракет П-15У.
Повышение дальности полета ракеты до 80 км было получено за счет большего количества заправляемого горючего и внедрения нового стартового мотора с увеличенным суммарным импульсом. Для ракеты П-15М была разработана вновь фугасно-ку мулятивная боевая часть завышенной эффективности.
Уменьшение высоты маршевого полета до 25м было реализовано за счет оснащения ракеты радиовысотомером малых высот заместо статоскопа, применяемого на ракетах П-15 и П-15У.
Фюзеляж ракеты П-15М представляет собой цельнометал лическую сварную конструкцию из листового материала АМГ-6 заместо клепаной конструкции из дюралевых сплавов ракет П-15У. Крыло, хвостовая часть с оперением и механизм раскладывания крыла взяты с ракеты П-15У без конфигураций.
Были и другие модификации ракеты П-15.