Греческий философ Аристотель, живший в IV веке до и. э.,— одна из самых известных личностей в истории. Разумеется, современным людям многие его взгляды кажутся просто нелепыми. Аристотель по-своему пытался объяснить все природные явления. В те времена люди еще не владели методами строгого научного анализа, которые сейчас лежат в основе наших исследований явлений природы.
Современные научные представления основываются на объективном анализе тщательных наблюдении. Задача исследователя заключается в выборе достоверной информации о том или ином природном явлении, а не в поиске подтверждения априорной идеи. Сопоставляя и логически анализируя твердо установленные факты, ученые выявляют законы развития природных процессов. Если какой-либо вывод сомнителен или высказывается лишь в качестве предположения, то его рассматривают как гипотезу или же просто как предположение, которое нуждается в дальнейшем уточнении.
Вызывает некоторое удивление тот факт, что древние философы — люди в высшей степени одаренные — не смогли усвоить основное требование научной объективности: верить только тому, что со всей очевидностью вытекает из наблюдений и поддается логическому объяснению. Выдающимся мыслителям, в частности Аристотелю, непростительны заблуждения об истинной сущности многих природных явлений.
Для Аристотеля «привлекательность» его собственной идеи была главным мерилом ее ценности. Обладая богатым воображением, он мог привести доводы в пользу любого предположения — что и делал, отбрасывая не устраивающие его факты! Он украшал свои тщательно отшлифованные рассуждения пышными фразами, словно именно это делало их более убедительными и бесспорными. Поэтому многие его утверждения фантастичны и смехотворны. Но это его нисколько не беспокоило. Он рисовал широкую картину природных явлений, которая не имела ровно никакой ценности. Некоторые его воззрения сохранились до наших дней, время от времени они неожиданно всплывают, вызывая раздражение своей полнейшей нелепостью.
После долгого обсуждения трудов Демокрита и других философов Аристотель предложил собственное объяснение причин землетрясений со множеством самых фантастических подробностей. Он, например, сравнивал землетрясения с приступами озноба у людей, больных лихорадкой, и впервые ввел понятие о четырех элементах: этими элементами, позднее всеми признанными, являются огонь, воздух, вода и земля. По мнению Аристотеля, именно различными их сочетаниями объясняются такие хорошо известные природные явления, как ураганы, извержения вулканов и землетрясения. Из его пространных трактатов о сущности явлений мы узнаем, что землетрясения вызываются главным образом просачиванием заключенного в пещерах под большим давлением воздуха.
Это представление Аристотеля не отличалось новизной. Подобные идеи высказывались и другими мыслителями древности. Так, живший в I веке н. э. римский философ-стоик Сенека спрашивал: «Может ли кто сомневаться в том, что Тера и Теразия в IV веке до рождества Христова и этот остров, буквально на наших глазах поднявшийся со дна Эгейского моря, появились на свет божий под давлением воздуха?»
Аристотель считал также, что землетрясения чаще всего происходят во время лунных затмений и сильнейших ураганов. Но и эти его утверждения не верны. Ошибочные представления о связи землетрясений с метеорологическими условиями, которым, по-видимому, еще долгое время суждено вводить людей в заблуждения, надо полагать, стали популярными благодаря необузданной фантазии
Аристотеля. Более того, его Трактаты — это неисчерпаемый кладезь и других, не менее фантастических предположений.
Почти два тысячелетия спустя Шекспир в своей драме «Генрих IV» представил образную картину лондонского землетрясения 1580 года. Один из героев пьесы, Глендаур, сравнивает Землю с живым существом: «Земля до основанья содрогалась, как жалкий трус». В «Макбете» мы также читаем: «И говорят, как в лихорадке тряслась земля».
Английский писатель Томас Твайн, очевидец лондонского землетрясения, дал более полное его описание. Наблюдения Твайна отличаются достоверностью и точностью, хотя форма изложения кажется нам несколько архаичной. В его труде, название которого я не могу удержаться от искушения процитировать, приведена исключительно ценная информация о землетрясении, а называется он так: «Краткий, но обстоятельный трактат о причинах, признаках и последствиях всех землетрясений вообще; с особым вниманием обсуждается удивительное и страшное деяние Всевышнего — сотрясение не только города Лондона, но и большей части Англии, случившееся около шести часов вечера в последнюю пасхальную среду, в день 6 апреля 1580 года после рождества Христова».
В этом трактате Твайн пишет, что некоторые люди «треск деревянных перегородок приписывали крысам или мышам; покачивание кроватей, столов и стульев — собакам… колебания заставили колокола в некоторых церквах прозвонить единожды или дважды…» В приведенном отрывке со всей очевидностью проявляется двойственность взглядов Твайна на причины землетрясений: будучи верен традиционным представлениям Аристотеля, с одной стороны, он начинает придерживаться мнения о божественной природе землетрясений — с другой. В ту эпоху уже утвердились взгляды, что все на земле совершается по воле бога. В этом нет ничего удивительного — ведь причины природных явлений и механизм их осуществления были не подвластны пониманию людей.
Разумеется, все это мы говорим не в упрек Шекспиру или Твайну, которые придерживались фантастических представлений о землетрясениях; они не были учеными и жили в мире, полном суеверий.