Силы тяготения различных тел — не единственные природные силы, способные спровоцировать землетрясения. По сравнению с ними меняющееся в зависимости от погоды атмосферное давление может показаться слишком незначительной причиной. Но оказываемое им влияние на больших площадях может быть достаточно заметным и привести к серьезным последствиям. По мнению некоторых исследователей, между частотой землетрясений и величиной атмосферного давления имеется известная зависимость: число толчков якобы увеличивается с повышением или падением давления. На наш взгляд, это мнение ошибочно 1.
Другим предвестником землетрясений могут быть колебания почв, источником которых являются удаленные сотрясения2. Нередко отмечалось отчетливое совпадение по времени землетрясений, удаленных на значительное расстояние. Так, в 1755 году толчок в северной части Африки последовал через минуту после сильнейшего лиссабонского землетрясения. Однако более убедительных доказательств связи этих землетрясений нет.
Существуют и другие признаки, иногда вызывающие удивление людей. Довольно часто, как раз перед сильными землетрясениями, они отмечали необычайное беспокойство и, казалось бы, ничем не оправданное волнение животных. Эту примету можно было бы использовать для предупреждения грядущих землетрясений, если бы остающегося до землетрясения времени не было так мало — за столь короткий срок трудно принять необходимые предохранительные меры. Чувствительность животных к землетрясениям, по-видимому, объясняется их особой реакцией на незначительную вибрацию почвы, которую люди не в состоянии улавливать. Но беспокойство животных может быть также вызвано и множеством других не замечаемых человеком причин (например, колебаниями воздуха чрезвычайно высокой частоты).
К причинам, вызывающим землетрясения, можно в конце концов причислить множество искусственных и природных явлений, как-то: взрывы атомных бомб, резкие перемены погоды, грозы и даже все те загадочные явления, о которых мы говорили в гл. II. Однако ни одну из них нельзя признать истинной. Нам остается только ждать открытия новых закономерностей, прежде чем можно будет предсказывать землетрясения.