Белоруссия подключилась к движению неприсоединения и военному сотрудничеству с Китаем

Еще одним вектором внешней политики Белоруссии может стать военное сотрудничество с Китаем.

Об этом в последнее время не раз заявлял Президент Белоруссии Александр Лукашенко. «Наше сотрудниче­ство с Китаем носит стратегический характер, и в этом большая заслуга наших военных и военных Китая. Мы заключили около 210 соглашений и контрактов с Кита­ем по военно-техническому направлению, и 190 из них уже реализовано. Это огромный объем, и перспективы у нас в этом очень хорошие», — заметил Александр Лука­шенко.

Сотрудничество Белоруссии с Китаем — уже само по себе очень евразийский шаг со стороны Лукашенко. Та­ким образом он пытается продемонстрировать стремле­ние к евразийской интеграции, ведь наибольшие под­вижки в этом направлении произошли именно в фор­мате ШОС

Однако это в большей степени символический жест. Ведь понятно, что в военном отношении Китай скорее является партнером России, поскольку все оружие и тех­нологии эта страна импортирует из России, плюс мас­штабы и расположение. Так или иначе эта страна осуще­ствляет военно-политическую функцию в рамках ШОС, в связи с чем является партнером России по этому блоку. То есть если Белоруссия начнет более тесно сотрудни­чать в этой сфере с Китаем, это косвенно будет означать и укрепление взаимоотношений с Россией.

Заявления о белорусско-китайском сотрудничестве не прошли даром, и вскоре после этого в главном городе Острова свободы Гаване состоялась встреча трех наибо­лее харизматических лидеров Движения неприсоедине­ния — Уго Чавеса, Фиделя Кастро и Александра Лука­шенко, которые объявили о противодействии гегемони-стским устремлениям Вашингтона в современном мире. Александр Лукашенко уже заявил свою позицию по ключевым международным проблемам, а также озвучил белорусские инициативы, направленные на укрепление роли Движения неприсоединения в современном мире и повышение его эффективности.

Как известно, в эпоху двуполярного мира в Движе­ние неприсоединения входили страны, которые не под­держивали ни западную капиталистическую систему, ни советскую социалистическую. В настоящий момент мы находимся в ситуации однополярного мира, при ко­торой второй полюс — социалистический — самолик­видировался.

В этих условиях Движение неприсоединения означа­ет лишь неприсоединение к однополярному, западному миру. Или даже отказ поддерживать США в их попытке создать однополюсный мир. То есть по сути речь идет об альтернативе американской однополярной доминации.

И Россия крайне заинтересована в существовании подобной инициативы, потому что сама сегодня высту­пает против американского доминирования в мире. Ре­гулярные выступления Уго Чавеса очень вдохновляют страны, которые не согласны с американской полити­кой единоличного доминирования. Можно сказать, что он разбудил всех несогласных и недовольных амери­канской моделью однополярной глобализации, провоз­гласив эпоху реального построения блоков, которые со­ставят основу будущего многополярного мира. И в этом опять же крайне заинтересована Россия.

Таким образом, Александр Григорьевич Лукашенко, опередив даже Россию, абсолютно выверенно и дально­видно поддержал этот дерзкий, но очень правильный и своевременный проект. И это вполне объяснимо. Дело в том, что он не обложен таким количеством ограниче­ний и не так зависит от Запада, как Россия с ее эконо­мическими, энергетическими и политическими обяза­тельствами, которые достались ей в наследство от эпохи Ельцина.

Руки Лукашенко в гораздо большей степени развяза­ны, что позволяет ему действовать более решительно, подавая пример всем странам постсоветского простран­ства. По сути Чавес, Кастро и Лукашенко открыли эпо­ху реального формирования многополюсного, альтер­нативного американской однополярной глобализации мира. И этот шаг мы должны всячески приветствовать. Ни в коем случае нельзя воспринимать его как некую фронду по отношению к России. К тому же, подключа­ясь к Движению неприсоединения, Александр Лука­шенко выходит с регионального местечкового уровня на уровень мировой политики, реального международ­ного влияния, а это укрепляет статус Союзного государ­ства, значит, выгодно и России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: