Потерпев неудачу в поисках законов развития землетрясений, некоторые исследователи пытаются теперь найти такие причины землетрясений, по которым можно было бы предсказать их заранее. Предполагаемые причины в одних случаях могут быть близки к истине, в других— надуманы; их ценность во многом зависит от мировоззрения и объективности самого исследователя.
По всей вероятности, наиболее общее стремление всех ученых — это желание найти те природные силы, действие которых подобно спусковому механизму. Считается, что, когда землетрясение «созрело», достаточно небольшого усилия, чтобы привести в движение массы напряженных горных пород. Это представление кажется настолько правдоподобным, что совершенно непонятно, почему до этого не додумались ранее.
Всем нам хорошо известны силы тяготения и та важная роль, какую они играют в жизни нашей планеты. Притяжение Солнца и Луны вызывает приливы и отливы в океанах — огромные водяные горбы, которые образуются под действием сил притяжения и перемещаются вокруг земного шара по мере его вращения. В некоторых бухтах высота приливной волны достигает 15 метров. Силы, способные вызвать такие волны, должны также воздействовать и на твердую землю. Это и в самом деле так: несмотря на твердость горных пород, в них заметны приливы и отливы. В районах Нью-Йорка и Вашингтона почва дважды в течение суток поднимается и опускается в пределах 15—45 сантиметров. Силы, которые в состоянии всколыхнуть землю, вполне могут служить «спусковым механизмом» землетрясений.
Эта идея, вероятно, показалась заманчивой итальянскому ученому Пигнатаро, который провел тщательное исследование афтершоков землетрясения 1791 года в Калабрии, на юге Италии. Установив интересную зависимость между периодичностью афтершоков и положением Луны, он не замедлил прийти к выводу, что афтершо-ки вызываются Луной! Позднее Перрей, основываясь на данных Пигнатаро, вывел закон, согласно которому максимальное количество афтершоков совпадает с положением Луны, когда она находится над активной зоной или под ней. Правда, каким образом действуют вызывающие афтершоки силы, для Перрея значения не имело. Более того, он утверждал, что частота афтершоков меняется в зависимости от основного периода лунного обращения по небосводу, то есть через каждые 29,6 дня.
Закон Перрея представлял бы большой интерес и имел важное значение, будь он верен. С целью его проверки проводились обширные исследования. Так, американский ученый Стетсон отметил усиление активности землетрясений при определенных положениях Луны. Омори установил, что почти все 65 землетрясений в Японии, которые произошли на суше, по времени совпали с периодом подъема или спада приливных волн, длящимся не более часа, что, несомненно, связано с положением Луны. К сожалению, дальнейшие многочисленные исследования не подтвердили этой гипотезы даже в первом приближении. Как видно, «закон» Перрея не удовлетворяет выведенному Байерли критерию «полезности».