Эта проблема не является серьезным препятствием для тех, кто заявляет, что они в состоянии сделать это. Такие люди — либо простаки, обманывающие самих себя, либо отъявленные мошенники. К сожалению, разоблачить их не легко. Абсурдность тех или иных взглядов доказать почти так же трудно, как и обосновать действительные причины землетрясений. Ежедневно на земном шаре происходят тысячи землетрясений, большей частью очень слабых. Наивные люди и шарлатаны имеют возможность найти подтверждение любому представлению и предсказанию. Они никогда не упустят случай продемонстрировать свою «прозорливость», но все их предсказания вызывают лишь раздражение. Ученые предпочитают делать свои выводы на основе логического анализа твердо установленных фактов.
Известный сейсмолог священник Джозеф Линч из нью-йоркского университета Фордхэм выражал сильное недовольство не только теми, кто надоедал ему своими идеями о предсказании землетрясений, но и теми, кто грозил администрации университета разгромить обсерваторию Линча, если оц не перестанет «вызывать» землетрясения.
Новозеландский сейсмолог Эйби утверждал, что практиков интересует лишь правильный ответ на вопрос: «Где произойдет следующее землетрясение?» Пока же известно только, что не следует возводить дома непосредственно на разломах.
Это в своей основе верное утверждение для меня потеряло свою неоспоримость, после того как я узнал о поступке Перри Байерли. Зная лучше, чем кто-либо другой, о возможных эпицентрах землетрясений в окрестностях Сан-Франциско, он, невзирая ни на что, поселился в доме по соседству со спортплощадкой университета в Беркли, где преподавал. Выбранный им дом находился всего в нескольких метрах от разлома Хейуорд — второго по опасности разлома в районе, заслуженно пользующемся дурной славой. Он был виден прямо из его окон — сразу же за узкой дорожкой. Ну, можно ли после этого назвать Байерли практичным человеком?!
Правда, возможно, в своем выборе Байерли руководствовался тем соображением, что в районе, подверженном землетрясениям, в равной мере опасно любое место?
Действительно, предсказывать землетрясения мы еще не умеем. Хек был прав: основная особенность землетрясений — их неожиданность. И если мы и узнали кое-какие секреты природы, то этого все равно еще не достаточно для предсказания землетрясений.