Так уж повелось, что каждую весну, а подчас и лето, а иногда и зиму, в России случаются наводнения. И каждый раз вслед за волной паводка катится волна эмоций, увенчанная традиционными русскими вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?».
В Сибири в ежегодных наводнениях виновата в основном география. Великие реки Сибири — Обь, Енисей, Лена — текут с юга на север. И очень далеко — на тысячи километров. Когда в верховьях уже вовсю бегут вешние воды, нижнее течение остается скованным льдом. Вдобавок сама «высокая вода» несет с собой массу ломаного льда. Образование ледовых заторов и зажоров при этом почти неизбежно.
И все же основной вклад в бедствие вносят не географические, а социальные факторы.
Из прошедших катастрофических затоплений можно извлечь немало уроков, которые могут послужить основой для размышлений, выводов и поиска ответов на традиционные русские вопросы.
Сначала общие уроки. Избежать катастрофических последствий наводнений можно при соблюдении трех условий: точный прогноз ситуации, своевременные и эффективные действия властей всех уровней по ее предотвращению и строгая персональная ответственность за несоблюдение первых двух условий. К сожалению, все эти условия не выполнялись. К тому же сама по себе природа не наделала бы столько бед, если бы человек ее сам не провоцировал: дамбы не ремонтировались 20 лет, русла рек не очищались 10—15 лет и т. д. Так, русло Кубани последний раз прочищалось около десяти лет назад, инженерные работы на водохранилищах проводились двадцать лет назад. Паводковой воде просто некуда было деваться, кроме как идти на населенные пункты. Как говорят специалисты, профилактика паводков, прогнозы, отселение, а главное — ремонт дамб и проведение противопаводковых мероприятий, в том числе и экстренных, позволяют предотвратить порядка 70 % обычных паводков. При этом затраты на профилактику и ликвидацию идут 1 к 30.
Среди основных причин, усугубивших разрушительные последствия наводнения, — неподготовленность общей системы водохозяйственных служб, отсутствие заблаговременного оповещения органов управления и населения о приближающемся бедствии, а также неразбериха среди собственников водных бассейнов, которая возникала всегда, когда вставал вопрос, кому заниматься очисткой рек.
К частным урокам следует отнести следующие:
• часто наводнения происходили и развивались настолько стремительно и внезапно для властей, что требовали принятия экстренных, поспешных мер уже в ходе затопления местности и населенных пунктов, а не до их затопления;
• наводнения привели к гибели многих людей, нанесли колоссальный ущерб экономике регионов и страны в целом. Для отдельных регионов только прямой экономический ущерб составлял от 30 до 50 % их годовых бюджетов. Для проведения работ по ликвидации последствий наводнений не только регионам, но и центру приходилось срочно изыскивать необходимые финансовые средства, закрывать при этом ряд инвестиционных программ, пересматривать отдельные статьи бюджета страны;
• наводнения выявили крайнюю степень запущенности в решении проблемы ответственности за состояние и содержание гидротехнических сооружений, наличие большого числа просто бесхозных сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Этому свидетельство — прорыв многих плотин и заградительных дамб — Ленск (Якутия), Киренск (Иркутская область), Невинномысск (Ставропольский край), Темрюк (Краснодарский край), Хатукай (Адыгея) и др. Выяснилось, что у 18 тысяч гидротехнических сооружений много различных собственников (пять министерств Российской Федерации), а одна река может принадлежать нескольким ведомствам;
• наличие нормативно-правовых пробелов в решении задач по борьбе с наводнениями;
• недостаточность в готовности и подготовке спасательных формирований, в самой организации поисково-спасательных работ в зонах наводнений. Например, недостаточно оперативны были во время развития чрезвычайной ситуации спасатели Ставропольского края, Адыгеи и Северной Осетии;
• неудовлетворительное состояние русел рек и гидротехнических сооружений в бассейнах рек. Регулярная очистка русел рек от твердых стоков во многих регионах не проводилась на протяжении последних 10—15 лет. Это привело к тому, что русла рек были забиты твердым стоком, а транспортирующие способности рек уменьшились из-за вырубки лесов в береговых зонах, ввиду чего паводковые расходы растекались по поймам рек, где зачастую была произведена жилая застройка. Осуществлялась бесконтрольная выборка из пойм рек инертного материала (песок и галька), который бы задерживал дождевую воду. На ряде рек до сих пор отсутствует гидрологическая съемка русел;
• не выполняются требования законов и решений правительства об ограничении строительства и ведении определенной хозяйственной деятельности в водоохранных зонах (например, требования Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах);
• резкое сокращение за последние 10 лет гидрологических постов наблюдения на реках России, их крайне слабое техническое оснащение специаль-
ными приборами и средствами связи. Например, за последние 10 лет количество наблюдательных постов и водомерных станций сократилось в целом на юге России вдвое, а в Карачаево-Черкесии — в 5 раз, в Приморье — на 40 %, в Иркутской области в 3 раза;
• слабо отработан вопрос информационного обмена в рамках системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
• недостаточная подготовленность руководителей, особенно органов местного самоуправления, в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Некоторые руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не смогли правильно оценить масштабы и опасность чрезвычайной ситуации, не обеспечили своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, не провели эвакуационные мероприятия (г. Ессентуки, Кочубеевский и Георгиевский районы Ставропольского края, г. Армавир, Новокубанский и Успенский районы Краснодарского края, г. Алагир, Адыге-Хабльский и Зеленчукский районы Карачаево-Черкесской республики и др.);
• наличие проблем в решении задач предотвращения катастрофических наводнений как организационного, так и научно-технического характера;
• слабая подготовленность населения к восприятию предупреждений
об опасных явлениях и к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, повлекшая за собой в ряде случаев неадекватность поведения и нежелание заблаговременно покидать свои дома. Отчасти этим объясняется большое количество жертв в Южном федеральном округе в июне 2002 года. Население не подготовлено к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. У части населения отсутствует доверие к руководству на местах. По результатам работы в условиях катастрофического наводнения на юге России в отношении некоторых местных руководителей были возбуждены уголовные дела, а шесть руководителей были освобождены от должности;
• запоздалая реакция местных органов власти на развитие обстановки и как следствие этого — замедление в организации поисково-спасательных работ в зонах наводнения. В ряде случаев эвакуация населения происходила одновременно с проведением спасательных работ;
• недостаточная координация действий исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и различных ведомств при организации работ по предотвращению наводнений и при организации спасательных работ;
• недостаточное внимание местных органов власти к проведению противопаводковых мероприятий;
• отсутствие правовых основ системы страхования сооружений в зонах наводнения;
• наводнения вновь поставили на повестку дня проблему эффективности системы управления водными ресурсами;
• недостаточность резервов финансовых и материальных ресурсов, выделяемых в субъектах Российской Федерации для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
• отсутствие отработанной системы оповещения сельского населения и резкое сокращение в сельской местности сетей проводного радиовещания;
• слабое информационное обеспечение населения во время проведения поисково-спасательных и восстановительных работ, частые нарушения в работе сетей вещания;
• частые признания местных властей о невозможности справиться с последствиями стихии своими силами, о необходимости помощи центра в силах и средствах. В то же время, например, средства, получаемые субъектами Российской Федерации на предупреждение чрезвычайных ситуаций в виде платежей за пользование водохозяйственными объектами, расходовались руководителями территорий не по назначению, а для решения других проблем регионов. Так, общая сумма этого сбора по ЮФО составила 900 млн рублей, а по назначению было израсходовано только 12 %.
• очень большие сроки проведения восстановительных работ на объектах жизнедеятельности пострадавшего населения в районах наводнений;
• малая устойчивость отраслей экономики, в первую очередь объектов энергетики, водоснабжения, связи и транспорта, попадающих в зоны наводнения;
• наличие в зонах возможного затопления большого числа жилых сооружений, построенных из быстроразрушающихся строительных материалов, неспособных противостоять даже слабому паводку. Большинство разрушенных домов во время наводнений на юге России были построены из самана — материала, который не предусмотрен для жилищного строительства никакими документами строительных норм и правил;
• наличие большого количества бюрократических барьеров при решении вопросов компенсации утерянного вследствие наводнения жилья и имущества, недостаточный уровень самих компенсационных выплат;
• наличие большое количества жилой застройки (зачастую самовольной) в поймах рек, что привело к разрушению большого количества жилых домов;
• правовая нерешенность вопроса борьбы с проявлениями явлений мародерства в зонах чрезвычайных ситуаций;
• недостаточная организованность в распределении гуманитарной помощи пострадавшим;
• размещение в зонах возможных затоплений экологически опасных производств;
• отсутствие у местных органов власти отлаженной методики проведения мобилизационных работ и эвакуации населения;
• отсутствие в бассейнах ряда рек (например, на Тереке) регулирующих емкостей (водохранилищ);
• несогласованные действия персонала гидроузлов по пропуску (спуску) вод. Наличие случаев непродуманных поспешных аварийных сбросов воды из переполненных водохранилищ. Аварийный сброс воды из одной плотины мог привести к перегрузке всех остальных;
• хроническое недофинансирование из федерального и местных бюджетов нужд гидрометеослужб, берегоукрепительных мероприятий, гидротехнических сооружений;
• качественный (а не количественный) характер прогнозной информации, не позволяющий заблаговременно определять масштабы паводка (зоны затопления, уровни воды в реках и т.д.) и выработать адекватные решения и рекомендации;
• только в России за государственный счет возводятся новые дома для граждан, потерявших жилье, построенное в опасных для проживания зонах. На восстановление жилья в пострадавших районах юга России было выделено государством 6,5 миллиарда рублей. И при этом часто опять строят там, где строить нельзя. По мнению Н. Тарасова, руководителя государственной водной службы МПР России, нет ни одного строящегося объекта, будь то жилой дом или объект социального назначения, возведение которого было бы согласовано с Министерством природных ресурсов, с учеными. Люди строятся снова в зоне риска, прекрасно при этом понимая, что обрекают себя на повторение уже происшедшей катастрофы. Строятся и не страхуют свое жилье. А все происходит потому, что эти люди уверены: снесло сегодня их дома, завтра государство построит им новые. Еще лучше того, который был.
Для преодоления выявленных проблем целесообразно:
• разработать концепцию государственной политики в решении проблемы наводнений в Российской Федерации. На ее основе разработать федеральные законы, регулирующие использование паводкоопасных территорий и создание системы страхования от наводнений;
• изучение вопросов создания единого федерального органа, ответственного за состояние водного хозяйства страны;
• создание разветвленной системы гидрометеопостов и метеостанций страны в рамках Росгидромета России и оснащение их современными приборами и средствами связи, обеспечивающими оперативное и гарантированное доведение данных до прогностических центров;
• совершенствование системы прогнозирования наводнений. Развитие наземной и космической составляющих мониторинга состояния уровня воды в реках и озерах страны;
• повышение эффективности управления водными ресурсами. При этом работа с водными ресурсами должна рассматриваться в контексте общих проблем природопользования и природоохраны. Отход от административного деления водных ресурсов;
• обязательное обучение и аттестация руководителей субъектов Российской Федерации по действиям в случае чрезвычайной ситуации. Разработка четких планов действий по предупреждению паводковых ситуаций и алгоритма действий органов местного самоуправления при получении штормовых предупреждений на случай наводнений;
• создание эффективных систем оповещения и информирования органов местного самоуправления и населения об опасных явлениях природы;
• разработка концепции регулирования риска наводнений, направленной на снижение риска ущерба — уменьшать риск паводка, степень уязвимости хозяйственных объектов, улучшать системы прогнозирования и оповещения и др.;
• проведение инвентаризации гидротехнических сооружений с определением балансодержателей бесхозных ГТС и разработка деклараций безопасности ГТС; составление перечня ГТС страны;
• разработка планов проведения дноуглубительных работ на реках страны;
• повышение уровня подготовки населения к действиям в случае угрозы возникновения наводнения. Разработка, издание и распространение специальных памяток для населения, проживающего в районах возможного наводнения;
• разработка экономических подходов к решению проблемы наводнений. Стимулирование страховой защиты населения, так как практика восстановления жилья только за счет государства негативно сказывается на экономике страны;
• проведение мероприятий по повышению уровня подготовки, технического оснащения и оперативности реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации спасательных формирований, а также совершенствование их организационной структуры.
Ряд из этих предложений уже находятся в процессе реализации. Выступая в ноябре 2002 года на Всероссийском сборе руководящего состава МЧС России, премьер-министр Михаил Касьянов предложил «прививать» руководителям навыки работы в чрезвычайных ситуациях. Он заявил, что «нужны действенные меры, чтобы те лица, которые отвечают за гражданскую оборону и предупреждение чрезвычайных ситуаций на местах, чувствовали свою ответственность и имели конкретные навыки работы в чрезвычайных ситуациях». Он напомнил, что в 2002 году при ряде чрезвычайных ситуаций были продемонстрированы «неадекватность системы оповещения и несостоятельность руководителей» ряда населенных пунктов в условиях чрезвычайной ситуации. МЧС планирует организовать уже в 2003 году обязательное обучение и аттестацию руководителей всех уровней по вопросам управления в кризисных ситуациях.
Глава МЧС России Сергей Шойгу сообщил, что МЧС России намерено предложить правительству законопроект, согласно которому любой человек, вступающий в должность руководителя, отвечающего за сферу гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, должен пройти курс обучения и в результате обладать необходимыми навыками работы.
Одной из важнейших задач на 2003 год МЧС России считает выработку мер по предупреждению разрушительных последствий весенних паводков и наводнений на территории России. Межведомственная комиссия (МВК) поручила Минприроды России разработать в 2003 году совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплексную программу действий по предупреждению наводнений на территории России. При подготовке этой программы особое внимание будет уделено мероприятиям, повышающим пропускную способность тех рек, которые ежегодно создают угрозу катастрофических наводнений в России. Минприроды поручено решить проблему бесхозных гидротехнических сооружений, многие из которых находятся в неудовлетворительном техническом состоянии и представляют угрозу для населения и территорий. МВК настаивает на том, чтобы каждое гидротехническое сооружение имело хозяина, который смог бы обеспечивать его безопасное функционирование.
Росгидромету МВК поручила обеспечить восстановление разрушенных на юге России наводнениями 2002 года гидрологических постов, развитие их сети и оснащение специальным оборудованием, повысить качество оперативных прогнозов.
Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано ускорить формирование и развитие территориальных систем мониторинга и лабораторного контроля, создать необходимые резервы финансовых и материальных средств на случай наводнений.
Минприроды России совместно с Минэкономразвития России, МЧС России, Росгидрометом и другими министерствами и ведомствами приступило к разработке Комплексного плана мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений. Документ предусматривает принятие нормативно-правовых и организационно-управленческих мер. В частности, планируется упорядочить экспертизу проектов застройки для предотвращения бесконтрольного строительства в зонах вероятного затопления; отладить системы наблюдения для регулирования стоков. Кроме того, необходимо решить вопросы собственности на гидротехнические сооружения. На реализацию плана в 2002—2005 гг. планируется затратить 3,93 млрд рублей, при этом около 80 % этих средств необходимо освоить до конца 2003 года.
Некоторые выводы по ликвидации последствий наводнения в Европе
1. Правительства стран Европы проявляли особую заботу по возмещению ущерба, нанесенного наводнением мелкому бизнесу, а у нас наблюдалось полное отсутствие интереса к этому бизнесу.
2. Обращает на себя внимание высокий уровень организации спасательных работ и, в частности, четко отлаженный механизм заблаговременного отселения людей из зон возможного затопления, хотя и там были случаи отказа жителей покинуть свои жилища, но не столь массовые, как в России.
3. Наводнение захватило наиболее густонаселенные районы Европы, где проживают миллионы человек (только в Германии наводнением была подвержена территория с населением более 4 млн человек), затронув столицы и крупные города стран Европы (Вена, Прага, Будапешт, Братислава и др.), но число жертв наводнения было гораздо меньше российских.
4. Следует отметить высокую сознательность граждан стран Европы, позволившую организовывать целые армии добровольцев, численность которых в несколько раз превышала численность привлеченных воинских подразделений, активно участвовавших в проведении спасательных работ. Эта же сознательность и сострадание к потерпевшим проявлялась и в оказании ими добровольной финансовой помощи через фонды помощи. Так, только в Германии добровольные взносы граждан в оказании помощи потерпевшим превысили 120 млн евро.
5. Гораздо более важная роль западных страховых компаний в возмещении ущерба от наводнения (порядка 15—20 % от общего ущерба) по сравнению с российскими (не более 2—3 %).
7. Наличие в Европе обширной сети специальных фондов, ведающих вопросами возмещения ущерба — по преодолению последствий катастроф, по возмещению имущественных потерь, по восстановлению инфраструктуры, помощи предпринимателям.
8. Высокая роль средств массовой информации в оповещении и информировании населения на всех этапах, в течение всех суток без перерывов в работе.
9. Высокая социальная поддержка населения в зонах наводнения — бесплатный общественный транспорт, бесплатное пользование телефонной связью, значительная материальная поддержка пострадавших в кратчайшие сроки и др.
10. Почти полное исключение проявлений такого явления, как мародерство.
11. Умение европейской экономики даже из такого стихийного бедствия, как наводнение извлекать пользу: новые потребности в строительстве, строительных материалах, переоснащение производств, развитие инфраструктуры — дают толчок развитию экономики. Главный минус — разрушение инфраструктуры и, как следствие, падение производительности. Основной плюс — разрушенное надо будет восстанавливать, поэтому неизбежен рост как инвестиционного спроса, так и потребительского.
Очевидно, что придется ликвидировать последствия наводнения и восстанавливать инфраструктуру. Для этого будет задействовано большое количество дополнительных ресурсов, времени и денег. Фирмы, которые будут выполнять новое строительство и восстановление инфраструктуры, получат дополнительные заказы. Соответственно, увеличится занятость, а также и количество денег в экономике, так как страховые фирмы и государство направят на возмещение ущерба огромные средства. В итоге, это должно помочь Европе быстрее выйти из рецессии и увеличить темпы экономического роста. С учетом последствий стихии все сектора экономики организуют «защитные мероприятия», которые в случае повторения подобной стихии должны обезопасить основные производственные фонды и всю инфраструктуру. Это должно «вылиться» в дополнительный спрос на услуги и оборудование, которое будет в этом задействовано, увеличить занятость и в итоге привести к усилению темпов роста всей экономики.
12. Глубокие выводы и быстрая реакция, направленная на преодоление выявленных недостатков.
13. Одинаковые тревоги как в Европе, так и в России по повышению эффективности мониторинга и прогнозирования наводнений — как в национальных масштабах, так и в масштабе всей планеты.
14. Более высокое экологическое воспитание людей на Западе, которое еще раз показывает, что природе может противостоять и взаимодействовать с ней только просвещенное общество. Надо учить людей не бояться природы, не бороться с ней, а жить в гармонии. Ведь человек — тоже неотъемлемая ее часть.