Краснодар — город всеобщего восстания

Аналогичные события произошли в Краснодаре 15— 17 января 1961 г. Подчеркнем: сразу же после 10-кратной девальвации «сталинского» рубля (с 1 января) и одновре­менного введения 20-летнего моратория на дальнейшее по­гашение государственных займов 1946—1957 гг.

Поводом к выражению массового недовольства социаль­но-экономической ситуацией стали жестокие действия ми­лиции центрального городского рынка. К19 часам 15 января у крайкома КПСС собралось около 2000 человек и начался митинг — сначала у входа в крайком, а затем в вестибюле здания. Одним из главных выступающих был Николай Ма­лышев, бывший офицер-фронтовик (имел боевые награды: орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За освобождение Кавказа», «За освобождение Вены»), уво­ленный из армии в 1959-м в рамках тогдашней массовой и непродуманной кампании по сокращению численности Вооруженных сил на миллион двести тысяч человек.

Он буквально кричал: «До каких пор мы будем терпеть произвол?!», «Когда же кончится социальное и экономиче­ское унижение трудящихся?!» Были выдвинуты требования повышения зарплат, пенсий, восстановления «сталинского» снижения розничных цен (таковые ежегодно проводились в марте в течение 1948—1954 гг.), улучшения жилищных условий. Попытки работников крайкома успокоить людей ничего не значащими обещаниями не возымели никакого действия.

Митингующие попытались связаться с ЦК КПСС и объ­яснить причину волнений. Инициатива этого звонка исхо­дила от одного из организаторов протеста — Александра Капасова. Он по крайкомовскому телефону потребовал сое­динить его с Хрущевым.

Милиция и военные стали стрелять якобы поверх толпы митингующих, но свыше 15 человек было убито и ранено.

Вскоре на местном ремонтно-механическом заводе поя­вились листовки, в которых руководство СССР обвинялось в «перерождении, пренебрежении интересами народа, в ко­торый уже стреляют… Социализм в СССР превращается в ширму для обогащения партчиновников…».

Также отмечалось: «…После Октябрьской революции был допущен ряд ошибок, и особенно после смерти Ста­лина. Сынки и дочери старой русской буржуазии, пролез­шие обманным путем в ряды партии и даже на руководящие посты, почувствовали после 1953 г. полную свободу дей­ствий… А взяточники под партийным прикрытием, в свою очередь, — среди нас всех». Призыв же был таким: «Спасе­ние революции — в ваших, рабочих руках!» Кстати, такие же оценки ситуации в СССР—КПСС появлялись в китай­ских СМИ с 1960г. …

К вечеру 16 января перед демонстрантами, число которых превысило 1200 человек, выступили первый секретарь Крас­нодарского крайкома КПСС Г. Воробьев и командующий во­йсками Северо-Кавказского военного округа И. Плиев. Они ничего конкретного не пообещали, призвав толпу разойтись. Но в ответ им кричали: «Власти захватили лучшие квартиры, а простой народ — в лачугах!», «Лжете про Сталина, а сами, в отличие от него, жиреете и воруете!» Позже появился ло­зунг «Краснодар — город всеобщего восстания!»

Но с помощью народных дружин, «спецработников» и при содействии профсоюзов большинство митингующих 16—17 января удалось уговорить разойтись и приступить к работе. Одновременно на ряде предприятий Краснодара улучшили снабжение столовых, продовольственных мага­зинов и повысили зарплату на 10—15 %.

И, как водится, тогда же начались аресты «зачинщиков». Было арестовано 15 человек: 7 из них были привлечены к уголовной ответственности за хулиганство и ущерб произ­водству и получили 6—8-летние сроки тюремного заключе­ния. Остальным были вынесены менее суровые приговоры, причем уже в мае 1961 -го всем 15-ти были снижены сроки за­ключения (см., напр.: Козлов В А. Неизвестный СССР: проти­востояние народа и власти в 1953—1985 гг. М.: Олма-пресс, 2006; «Родной край». Нью-Йорк, 1981. № 21; «Классовая борьба в ревизионистском Советском Союзе». Пекин, 1967).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: