Кто повинен в землетрясениях: змеи, лягушки или какие-либо другие твари?

Одно из наиболее привычных и естественных состоя­ний человека — постоянное ощущение силы тяжести. Это чувство относится к числу прочно усвоенных фактов, по­добно тому, как известно, что огонь всегда обжигает, а вода — мокрая. Не удивительно, что уже на заре истории люди пытались установить, на чем же держится Земля. Проблема эта, естественно, глубоко волновала человече­ские умы того времени. Пытливо исследуя окружающий мир, но не имея возможности понять его и осмыслить, они представляли его таинственным и полным вол­шебства.

Благодаря исследованиям Дона Лита, сотрудника Гарвардского университета, мы имеем возможность по­знакомиться с некоторыми представлениями древних. Я позволю себе пересказать несколько легенд из его кни­ги «Причины катастроф». Часть легенд излагает фанта­стические представления обывателей; другие некогда бы­ли выдуманы какими-то ловкачами, явно стремившимися поразить воображение окружающих своими познаниями и прослыть волшебниками. К сожалению, люди подобно­го склада еще встречаются и поныне.

По преданию одного бирманского племени, Земля ок­ружена кольцом из змей. Если какая-нибудь из них, при­няв по ошибке свой хвост за нечто съедобное, начинала

ловить его, то вызванные ею сотрясения распространя­лись по всей Земле. Жители Молуккских островов также верили, что причиной землетрясений являются змеи. Со­гласно индийской легенде, Землю поддерживает множе­ство змей, не давая ей упасть в море. Перебрасывая свою ношу друг другу, они якобы вызывают землетря­сения.

Существует немало вариаций на эту тему, и всег­да в них фигурируют животные. В древние времена они играли особенно важную роль в жизни человека. Круп­ные животные восхищали древних своей силой; ничего удивительного, что они казались предназначенными для выполнения наиболее ответственных задач. В Восточ­ной Индии, например, считалось, что Землю поддержи­вает буйвол. На острове Целебес эту роль выполнял бо­ров; почесываясь о пальму, он раскачивал Землю и этим вызывал землетрясения.   Монгольские ламы — буддий­ские священники — утверждали, будто бы бог препору­чил заботы о Земле специально сотворенной для этой цели чудовищной лягушке. Всякий раз, когда она дела­ла движение какой-либо частью тела, в ближайших обла­стях Земли возникали землетрясения.

Еще больше воображения в одной легенде восточно-африканских племен. В ней рассказывается о рыбе, пла­вающей в море с камнем на спине. На камне стоит ко­рова, а поверх необычного сооружения, насаженная на рог, покоится Земля. Время от времени, устав от тяже­сти Земли, корова перекладывает ее с одного рога на другой. Сотрясения, вызванные этим, и есть землетря­сение!

Подобные представления получили широкое распро­странение и пользовались популярностью даже среди греков и римлян, обладавших более высоким уровнем развития. Постепенно люди поняли абсурдность пред­ставлений о животных-монстрах, которых никто не ви­дел в глаза. Появилась потребность в других объясне­ниях, которые, как считали в те времена, были более правдоподобными.

Так у древних появились особые боги и титаны. У гре­ков это был Атлас, славившийся своей силой; он-то и держал на своих плечах Землю. Однако виновником ча­стых землетрясений был не он. Считалось, что землетря­сения чаще всего происходят вдоль побережья, поэтому их связывали с греческим богом морей — Посейдоном (у римлян — Нептуном). Его называли также «Колеба-телем Земли».

В очень поэтичной румынской легенде говорится, что Земля покоится на трех священных столпах — Вере, На­дежде, Любви. Искусно играя на религиозных чувствах людей, легенда объясняла, что подрыв любого из этих моральных устоев безнравственными поступками вызы­вает сотрясение Земли.

Многих философов древности интересовали причины землетрясений. О них упоминается в трудах Сенеки, Пли­ния, Аристотеля и других. Римскому поэту Овидию Зем­ля казалась одушевленным и крайне чувствительным су­ществом. Пытаясь укрыться от палящих лучей, грозящих ей гибелью, она в страхе содрогается. Подобное пред­ставление Овидия частичцЬ перекликается с бытующим кое-где и поныне мнением, что причиной землетрясений следует считать взрывы под землей, которые отмечаются только в жаркую погоду.

В древности люди полагали также, что падающие на землю посторонние тела создают огромное давление. Вызванное им уплотнение горных пород они воспринима­ли как землетрясение. Греческий философ Анаксагор (V век до н. э.) связывал землетрясения с воздействием особого эфира (который, по-видимому, соответствовал нашему понятию атмосферы), попадавшего на землю вместе с дождем. Другой философ, Демокрит, живший в то же время, считал, что землетрясения вызываются дождем или просачивающейся из морей и озер водой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: