В конце XVII столетия религиозные представления о причинах природных явлений стали приобретать весьма сомнительное наукообразие. Английский писатель Адди-сон вывел тип проходимца, торговавшего пилюлями, которые, по его уверению, служили «верным средством от землетрясений». Всерьез обсуждалась сверхъестественная природа катастрофических событий, и было широко распространено мнение, будто бы землетрясения — это месть ангела, сотрясающего воздух и колышущего землю в назидание грешникам.
В середине XVIII века население Новой Англии было всерьез обеспокоено слухами о том, что причиной землетрясений может служить «некая электрическая субстанция», которую якобы извлекли из атмосферы громоотводы Франклина, только что получившие распространение; особенно волновались жители крупных городов, например Бостона, где громоотводов было особенно много.
Подобные заблуждения—явление не редкое. Они были свойственны людям как во времена Аристотеля, так и по сей день. Невежественные обыватели, не понимая сути тех или иных научных открытий, нередко усматривают зависимость между совершенно не связанными между собой явлениями. Кто не слышал разговоров о том, что испытания атомных бомб — причина ливней или, наоборот, засух, а иногда даже и болезней зерновых культур! Находятся люди, которые возмущаются тем, что ученые не прислушиваются к их идеям о предотвращении тропических ураганов и извержений вулканов посредством взрывов атомных бомб. В наши дни встречаются даже чудаки, считающие, что с помощью магнитов можно изменить земное притяжение или заставить повозки двигаться вверх. Обилие таких бессмысленны* идей поразительно.