В наших силах строить здания в местах, удаленных от разломов земной коры. К сожалению, это делается не всегда. Очень может быть, что небольшие дома не подвергаются особой опасности — вспомним, что профессор Байерли живет в доме, который расположен почти в непосредственной близости от самого опасного в Калифорнии разлома. Но все хорошо до поры до времени. Вполне возможно, что пройдет немало времени, прежде чем в этой зоне разлома произойдет землетрясение. Возможно также (как это было с хижиной, расположенной по соседству с разломом в Неваде), что разрушения будут несерьезными. Ведь дом, стоявший в конце дороги, которая была повреждена разломом Сан-Андреас в 1906 году, не подвергся сильным повреждениям.
К разломам вообще следует относиться с осторожностью. Индийский город Анджар находился на разломе, который в 1819 году породил огромную трещину. После землетрясения уцелела половина города в той его части, которая была приподнята сбросом. Другая половина города опустилась, и на ее месте образовалась болотистая низина. Три тысячи домов было разрушено. Несомненно, когда Анджар строился, то вряд ли кто-нибудь предполагал, что в этой части страны находится зона разлома.
Особое внимание следует уделять строительству дамб и плотин, которые во время толчков могут рухнуть и вызвать разрушительные наводнения, а также мостов, которые могут обрушиться вместе с находящимися на них людьми. Легко представить, что произойдет с гидростанцией Гранд-Кули или с мостом Золотые Ворота, если расстояние между их основаниями сдвинется на несколько метров. Именно такой сдвиг разрушил Южнотихоокеанскую железную дорогу в горах Техахапи. К сожалению, наше железнодорожное полотно независимо от его направления нельзя прервать в каком-нибудь опасном месте. Но не следует строить другие важные сооружения поперек зон разломов. Поэтому при проектировании зданий необходимо предварительно провести геологические исследования и непременно принять во внимание сведения о разломах.
Там, где такие разломы имеются, следует учесть возможные сотрясения земли. Как известно, землетрясения могут быть очень сильными и на удалении от разлома. Как можно судить по сообщениям, после ассамского землетрясения (1897 год) поверхность почвы во всех направлениях вибрировала, словно штормовое море. После толчков она выглядела так, будто по ней прошлись плугом— дерн был сорван и разбросан повсюду. Поэтому необходимо строить как можно более прочные здания, чтобы они могли устоять даже при очень сильных сотрясениях. Но, помимо прочности, сооружения должны обладать гибкостью.