Главной причиной распространения влияния международного терроризма в мире является развитие процессов однополярной глобализации, ведь именно терроризм остается последним и единственно доступным средством противостояния унификации — правовой, религиозной, цивилизационной, которую несет с собой однополярная, а по сути американоцентричная глобализация. По мере нарастания жесткости и безапелляционности, с которыми насаждаются единые поведенческие и мировоззренческие стандарты по отношению к традиционным народам, культурам и религиям, возрастает и ответная реакция, выраженная в агрессивном противодействии процессам цивилизационной нивелировки и грубого вмешательства в уклад, традиции и обычаи множества народов и культур. Нарастание терроризма — ответ на американизацию и грубое вмешательство в дела стран и народов со стороны США и их цивилизацион-ных сателлитов.
Вместе с тем террористическое движение не однородно и далеко не едино. Управление террористическими действиями осуществляется как религиозными, так и политическими и геополитическими центрами влияния. Одним из геополитических центров управления
террористической деятельностью долгое время являлись США и ЦРУ непосредственно, создавшие и спонсировавшие исламистские религиозные движения в противовес просоветским силам в исламских странах Средней Азии. Как признался в одном из интервью бывший советник американского президента Картера Збигнев Бжезинский: «Согласно официальной версии, ЦРУ начало поддержку моджахедов в 1980 г., то есть после вступления Советской армии в Афганистан 24 декабря 1979 г. Но в действительности, и это держалось в тайне до последнего времени, все обстояло иначе: на самом деле первую директиву об оказании тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле президент Картер подписал 3 июля 1979 г.».
Одним из примеров исламистского террористического движения, созданного и спонсированного Америкой, является небезызвестная «Аль-Каида» и организации, с ней связанные, хотя сегодня действия этих исламистских структур во многом вышли из-под контроля своих создателей и представляют скорее террористическую сеть, токи по которой можно пустить как в одном, так и в другом направлении. То есть активировать эти сети в своих интересах могут как американцы, когда-то их создававшие, так и те, кто выступает сегодня против Америки.
Расцветом деятельности политических центров управления террористической деятельностью являлся период противостояния социалистического и капиталистического блоков. Тогда политический террор в основном базировался на идеологическом противостоянии марксистской и либерально-капиталистической идеологических систем и подпитывался СССР и США соответственно.
С распадом СССР значение и роль политического терроризма, особенно в Европе, ушли на второй план, оставив совсем небольшое количество разрозненных и малочисленных групп. Россия стремительно капитулировала, сдавая одну позицию за другой, и необходимость жесткого на нее давления с помощью террористических сетей временно отпала. Однако сейчас геополитическое противостояние России и Запада вновь набирает обороты, и значение террористических сетей — главного элемента сетевой войны — приобретает новую актуальность.
Спонсорами религиозного терроризма, непроизводного со стороны США, остаются, в основном, исламские государства и образования, такие, как Иран, Сирия, Палестина, Афганистан, Пакистан, а до недавних пор Ливия и Ирак. Их мотивацией как раз-таки и является противостояние американской доминации и американской версии однополярной глобализации, не учитывающей особенности культурного, религиозного и исторического развития этих государственных образований и этнических групп. По сути, проблема чеченского сопротивления относится именно к этому типу, а его мотивацией всегда было противостояние цивилиза-ционной унификации со стороны России. Чеченцы отстаивают свою этническую, культурную и религиозную идентичность перед лицом России так же, как это делают мусульмане и различные этнические группы перед лицом США и их унификационных усилий по всему миру.
Единственное, что связывает чеченскую террористическую активность в России с международным терроризмом, это интересы США, которые пытаются использовать российско-чеченский конфликт в своих целях, то есть для дестабилизации Северного Кавказа с возможным его отторжением от России в дальнейшем. Именно усилиями западных спецслужб под этот конфликт заводятся силы и средства международных исламистских группировок, созданных либо контролируемых США.
Нынешнее снижение напряженности в Чечне является лишь видимым и временным. По сути проблема не решена, но загнана глубоко вовнутрь, а это значит, что рано или поздно этот нарыв опять даст о себе знать. США и западные спецслужбы и дальше будут прикладывать усилия к дестабилизации Северного Кавказа, и Чечни в частности, используя в том числе и силы международных исламистских террористических группировок. Сегодня обострение наблюдается в Ингушетии. В этой связи единственно верным способом противостояния как внутреннему, так и внешнему — «международному» — терроризму со стороны России является четкое и недвусмысленное обозначение своих геополитических и стратегических интересов не только на Кавказе, но и на Юге Евразии в целом.
Это означает, что все, что происходит в этой зоне, должно касаться Москвы, так как впрямую отражается на национальных интересах и безопасности России. В последние же годы Россия фактически устранилась от всего, что происходит за ее непосредственными границами, в том числе в Закавказье и Средней Азии. Естественным следствием такой политики является экспорт дестабилизации с прилегающих территорий на территорию России. Таким образом, отстаивание своих геополитических интересов на Юге Евразии является главным вкладом России в борьбу с международным терроризмом.
Несмотря на некоторое затишье, главным потенциальным источником терроризма в России по-прежнему остается Чечня, шире — Северный Кавказ: разгорающаяся Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-
Черкесия, а следовательно, главным действенным способом профилактики возникновения терроризма в России должно стать полное, реальное и фундаментальное решение чеченской проблемы, грозящей перекинуться на соседние регионы. Для этого нужно на корню устранить причины чеченского сопротивления, то есть признать на государственном уровне справедливость требований со стороны чеченцев по сохранению своей национальной, культурной и религиозной идентичности, а также признать их права на восстановление традиционного социального уклада и следование своим многовековым национальным традициям. Жесткое подавление этих устремлений всегда будет оставлять ситуацию в Чечне в тлеющем состоянии. То же можно сказать и про другие народы Кавказа. Однако главным условием такого признания должно стать строгое сохранение территориальной целостности, то есть полный отказ чеченцев от сепаратистского стремления к государственному суверенитету Чечни и отделения от России, так как именно в этом случае суверенная Чечня автоматически становится плацдармом для дальнейшей экспансии США в глубь России. И тут же главным инструментом для этой экспансии станут международные исламистские террористические структуры. Исламистская сеть вновь будет действовать против нас.
В связи с этим для полного решения чеченской проблемы с минимальными издержками рано или поздно необходимо начать процесс подготовки договора между народами Чечни и народами России о разграничении полномочий, причем субъектами этого договора должны быть не территории, так как это сразу подчеркивает самостоятельный суверенный статус Чечни и обозначает контуры России без Чечни, что недопустимо. Субъектами договора со стороны Чечни должны стать чеченские тейпы — традиционная форма чеченской самоорганизации, а не президент, в любом случае представитель всего лишь одного из тейпов, так как чеченский народ не имеет традиций единоличного управления, а значит, власть одного человека никогда не будет признана всеми, как и договоры, которые он подпишет. Правовой же базой должны стать не светские вариации на тему Конституции, а то, что однозначно будет признано чеченцами, то есть писание — Коран и Библия. Все остальное является лишь суррогатом источника законности для чеченцев, то есть не будет признано всеми. Единоличная светская президентская власть и светская же Конституция есть мина замедленного действия, которая разрушит самые благие начинания по устранению предпосылок любой дестабилизации в Чечне. В таком варианте решение чеченской проблемы автоматически устранит возможности для внутрироссийского террора, заказчиками которого всегда являются силы, находящиеся вне России.