Расстрел втемиртау

.. .Июль—август 1959 г. в Карагандинской степи (Централь­ный Казахстан) выдались на редкость жаркими и контрастны­ми: до 37 градусов по Цельсию в тени, ночью температура па­дала до плюс пяти. В обширном палаточном городке в Темир-тау, который был сооружен в 1940-х вблизи шахт и карьеров по добыче угля, черных руд, цветных металлов и ртути, начались массовые заболевания. Руководители же объектов замалчива­ли проблему, не обращая внимания на жалобы и требования, угрожая «строго наказать подстрекателей».

Но угрозы действия не возымели. Главным очагом вос­стания рабочих стала восточная окраина Темиртау, где был расположен главный палаточный городок. В ночь на вос­кресенье 2 августа около 100 рабочих-комсомольцев воз­вращались с центральной городской танцплощадки. Отве­дав кипяченой воды из огромного металлического бака, они в ярости его опрокинули: вода оказалась протухшей.

О случившемся стало известно всему городу. А в пред­дверии этих событий, в апреле—мае, рабочим Темиртау были увеличены нормы выработки без повышения зарпла­ты, а качество продовольствия ухудшалось и сокращался его ассортимент. Помимо прочего, с 1959-го стали дорожать одежда, обувь, бытовые приборы, некоторые продоволь­ственные товары. Поэтому протухшая вода стала, можно сказать, последней каплей…

Утром 3 августа около 800 человек разгромили отделе­ния милиции, начали громить торговые и общественные учреждения. А местные власти никак не реагировали на призывы демонстрантов сесть за стол переговоров, угрожая применить военную силу.

Хрущев распорядился блокировать войсками Темиртау и частично соседнюю Караганду — крупнейший в Средней Азии промьппленный центр (чтобы протесты и его не охва­тили). И, в случае необходимости, — применить оружие. Из Караганды 5 августа на подавление восстания прибыли свыше 400 солдат и офицеров во главе с генерал-майором Запевалиным. Генерал приказным тоном призвал демон­странтов разойтись и отказаться от «антисоветских прово­кационных требований и действий».

В ответ в солдат полетели камни, кирпичи, бутылки; появились небезызвестные «коктейли Молотова». И тогда по демонстрантам начали стрелять из автоматов и пулемё­тов. Количество погибших и пропавших без вести со сто­роны протестующих превысило, по данным казахстанского МВД, 150 человек, а среди военных потери составили около 70 солдат и офицеров. Убитых бунтарей свалили в общую могилу и быстро сровняли это место с землёй…

Когда в китайских, а также в эмигрантских СМИ появи­лись сообщения о случившемся (см., напр.: «Жэньминь жи-бао». Пекин, 11.08.1959; «Русский путь». Гамбург, 10.08.1959; «Наша страна». Буэнос-Айрес, 1959, сентябрь), советским представителям за рубежом было предписано называть такую информацию клеветой. Вначале со стороны ТАСС планиро­валось опровержение, но вскоре Хрущёв его отозвал: как же, тем самым мы косвенно подтвердим произошедшее…

Но никаких должных выводов из тех событий руководство страны не сделало. Социально-экономическая политика, что привела к трагедии в Темиртау, продолжалась. И, прежде все­го, в РСФСР: те же «негласные» повышения розничных цен, ухудшение снабжения потребительскими товарами, увеличе­ние норм выработки для рабочих и крестьян и т.п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: