Украина в ее нынешнем виде является продуктом распада единого геополитического пространства — СССР, шире — Восточного блока, поэтому нынешние ее границы, проведенные в свое время Сталиным, абсолютно случайны и не отражают ни этнического, ни культурного, ни даже конфессионального состава территорий, входящих в ее состав. Для граждан единого СССР было все равно, где проходят границы внутри этого имперского образования. Границы советской Восточной Европы были также весьма условны. Все население представляло собой советскую общность.
С распадом СССР случайные советские границы, отражавшие лишь условное территориально-административное деление большого пространства, тут же стали границами суверенных государств-наций, вследствие чего в независимом государстве Украина вдруг оказались западные территории — Львов, Ивано-Франковск, Галиция, населенные греко-католиками, и этнически, и культурно гораздо более близкие восточным окраинам Польши. Таким же нелепым образом в Украине оказались и крайне восточные области, преимущественно населенные этническими русскими.
При Кучме, игравшем на противоречиях между Россией и Западом, подобный противоречивый состав Украины еще более-менее сохранял свою целостность. Западу Кучма обещал движение в Европу и НАТО, Востоку — сближение с Россией, поочередно демонстрируя то одно, то другое. Однако после «оранжевой» революции, во время которой поляризация Украины приобрела электоральное выражение, вопрос о дальнейшем векторе развития Украины встал ребром. Ющенко тащит Украину в ЕС, где ее совсем не ждут, и в НАТО, где на Украину смотрят с брезгливостью, но вынуждены мириться. Яну-кович тянет к России, где тоже пока до конца не определились в отношении Украины. Оба этих вектора находят своих сторонников среди населения, оба имеют территориальную привязку. Украина трещит по швам.
Ну, действительно, предлагать крайним восточным областям Украины вступить в НАТО — это все равно что тащить в НАТО Ростовскую или Белгородскую области.
Так же нелепо для львовян и галичан звучит предложение чуть ли не войти в состав России, с которой их действительно мало что связывает. Пока баланс сил более-менее уравновешен, ситуация достаточно спокойна, но как только одна из позиций начинает брать верх, тут же агрессивно обостряется реакция противоположной стороны. Историческим итогом таких ситуаций обычно является гражданская война. Сегодня, когда политическая ситуация обострилась до предела, Украина фактически стоит на пороге гражданской войны. Подобное противостояние — отнюдь не сиюминутное проявление, а системная геополитическая предопределенность. Это означает, что противоречие в данных границах не может быть изжито.
Единственным возможным вариантом разрешения неудавшейся постсоветской украинской государственности является размежевание Украины. По сути, сегодня мы уже имеем четыре Украины: крайние восточные области, населенные православными русскими (эти области хоть сейчас совершенно безболезненно могут войти в состав России); крайне западные области — Львовская, Ивано-Франковская, Галиция — населенные грекокатоликами, которые спят и видят себя в Европе и НАТО и спокойно могут туда отправиться. Собственно, эти территории исторически до окончания Второй мировой и относились к Европе и были отделены в 1921 г. от остальной Украины так называемой «линией Сталина». То же, что находится между «линией Сталина» и Днепром, и является, собственно, настоящей, этнически и культурно выдержанной Украиной. Крым с его особым историческим путем, населенный татарами и русскими, вполне может стать автономией в составе либо России, либо подлинной Украины, пролегающей от «линии Сталина» до Новороссии, в зависимости от воли населения Крыма.
Подобная схема размежевания выгодна сегодня всем. Россия получает крайние восточные области. За-падэнцы получают полную независимость от России и интеграцию в Европу. Крым получает автономию и самоопределение. Ну а оставшаяся Украина — от «линии
Сталина» до Днепра — наконец-то получает возможность построить нормальную, гармоничную украинскую государственность, не раздираемую противоречиями между Западом и Востоком.