На связь разломов с землетрясениями впервые обратили внимание в 1819 году во время известного сотрясения в Ран-оф-Катч на побережье Индии. Обширнейшая низменная территория по одну сторону разлома опустилась ниже уровня моря, а по другую сторону участок суши на протяжении 130 километров был поднят почти на 6 метров. С того времени следы разломов на поверхности Земли там наблюдались после многих сильных землетрясений.
Такие вертикальные смещения горных пород приводят к появлению на поверхности Земли сдвигов и сбросов. При неоднократном подновлении разломов в течение длительного времени эти уступы могут стать очень большими, отчетливо заметными в рельефе—в этом случае их называют валами. Подобные возвышенности, круто обрывающиеся в одну сторону, известны во многих районах земного шара и обнаружены даже на дне морей. Длина некоторых из них достигает сотен и тысяч километров. Восточная сторона Сьерры-Невады (Калифорния)— вал, который частично замаскирован выветриванием и эрозией. Отвесные скалы Великого Африканского рифа, угрюмо нависшие над озерами Танганьика и Ньяса, также возникли в результате разломов.
Во время землетрясения в Анкаше в ноябре 1946 года по старому разлому, носившему название Квич и пересекавшему нагорье в Перуанских Андах, возник новый разлом. Исследуя центральную область землетрясения, Энрико Сильгадо и его помощники, около месяца путешествовавшие в этой отдаленной местности на лошадях и мулах, обнаружили два сброса (уступа), которые были удалены друг от друга на расстояние свыше 3 километров. Между уступами находился опущенный на 3 метра участок. Максимальная высота уступов достигала 3,5—4 метров.
В 1955 году в Рено происходила сессия Американского сейсмологического общества, где обсуждались проблемы землетрясений. В перерыве между заседаниями была организована экскурсия для осмотра последствий недавнего сильного землетрясения в пустынном районе Невады, в 160 километрах восточнее Рено. Прибыв на место, участники экскурсии увидели растрескавшееся полотно шоссе, пересеченное совсем недавно образовавшимся разломом. Белая осевая линия на шоссе, обычно прямая как стрела, была разорвана и смещена в стороны на 10—15 сантиметров. По потрескавшейся почве пустыни можно было проследить разлом вправо и влево от дороги.
После утомительного подъема на вершину пика Фэрвью сейсмологи увидели уходящий вдаль поперек холмов и долин крутой обрыв высотой около 6 метров. Поднятыми на новый уровень оказались породы западного крыла разлома. Если не считать разломов Аляски, то это вертикальное перемещение пород, появившееся в итоге одного-единственного толчка, относится к числу самых крупных за всю историю землетрясений в Соединенных Штатах Америки.
Во время землетрясения 1899 года в окрестности гор Фэрвезер на юго-востоке Аляски скалистый мыс «Несчастья» поднялся из воды на высоту почти 14 метров. По высоте это максимальное из всех известных вертикальных перемещений горных пород, которые произошли в результате одного толчка.
Установить точную высоту подъема пород было нелегко. Ведь в прежние времена измерения уровня моря в этом районе не проводились; вначале не удалось обнаружить также и других общепринятых доказательств подъема суши в виде прибрежных пляжей, волноприбой-ных знаков на скалах или каких-либо примет на растениях, по которым можно было бы установить истинную величину вертикального смещения суши. Ее смогли определить лишь через несколько лет, когда для этой цели догадались использовать останки ракообразных. Она была установлена по разности высот между наивысшей точкой, где обитали живые рачки, и местом, где были обнаружены раковины.
Подобные изменения рельефа в этом районе будут происходить неоднократно и в дальнейшем, так как подъ
ем его продолжается, о чем нам известно по изменению уровня моря. Как показывают измерения, за последние 50 лет суша здесь поднялась почти на полтора метра. Но не следует забывать, что новые землетрясения могут сопровождаться новыми разломами и последствия их могут быть самыми неожиданными. Ученые пока не в состоянии предсказать, когда и где они произойдут.
Не все внезапные перемещения земной коры удается объяснить с такой легкостью. 17 февраля 1931 года, через две недели после землетрясения в заливе Хоукс (Новая Зеландия), рабочие, находившиеся на острове в заливе Спондж, поблизости от города Гисборн, заметили появление из глубины моря сложенного галькой крутого обрыва; высота его достигала почти 2 метров. Никаких толчков или других признаков нарушения земной коры при этом не было. На месте, где в самый низкий отлив глубина воды достигала полуметра, образовался остров площадью около гектара. Вот такие запоздалые последствия землетрясений й дают превосходную пищу для появления всевозможных рассказов о таинственных, сверхъестественных событиях.