Землетрясение в районе Гранд-Бэнкс в 1929 году было еще более сильным, но оно произошло на дне Атлантического океана, в его северной части. Сам толчок был достаточно сильным, в штатах Новой Англии покачнулись высокие здания, а некоторые жители Нью-Йорка
Почувствовали сотрясение. Крупные волны достигли заливов близ Ньюфаундленда. Но самым существенным результатом землетрясения был обрыв трансатлантических кабелей. Телеграфные провода в прочной оплетке, лежащие на дне океана, оказались разорванными. Удалось даже зафиксировать точное время, когда каждый из них вышел из строя.
Ученые заинтересовались, почему обрывы произошли в разное время, а не сразу в момент землетрясения? В самом деле, некоторые кабели оказались разорванными на час и даже более позднее других. С чем связаны эти запоздалые явления?
Двум исследователям из Колумбийского университета— Морису Юингу и Брусу Хизену — после длительного анализа удалось объяснить причину. По их мнению, толчок землетрясения стронул с места пропитанные водой массы ила, нависшие карнизом по краям отмели Гранд-Бэнкс. Неплотные массы начали скользить вниз по склону вдоль расщелин в глубоководные участки. Взбаламученный ил проник в соседние воды, которые, став более тяжелыми от обилия илистых частиц, также начали двигаться вниз по склону. Вскоре эти мелкие ручейки слились в подводные реки.
Они увеличивались в размере и убыстряли свой бег во время спуска по подводному склону к океанским глубинам. По дороге они смывали осадки со дна и несли с собой огромные массы грязи. По мере увеличения скорости подводные реки стали увлекать за собой более плотные осадки, в том числе гальку и крупные обломки пород. К тому моменту, когда этот бушующий поток достиг дна Атлантического океана, сила его была столь велика, что ему ничего не стоило разорвать первый кабель, подобно тому как грузовик рвет натянутые нитки. Через некоторое время на несколько сот метров глубже был оборван второй кабель, затем еще один. Наконец, километрах в тридцати от того места, куда прорвался яростный поток, был поврежден последний кабель. Океанологи нашли обломки пород, вынесенных этими подводными реками, на сотнях километров вокруг в глубоководной части Атлантического океана, где наконец реки замедлили бег и «сбросили» свою необычную ношу.
После того как Юинг и Хизен сделали необходимые расчеты, основываясь на времени разрыва кабелей и расстоянии между ними, и объявили о скорости движения подводной реки, многие ученые им не поверили. Ведь по расчетам скорость достигала 80 километров в час, т. е., вероятно, раз в десять превышала скорость рек, текущих на поверхности Земли! Но Юинг и Хизен сумели доказать, что энергия, необходимая для возникновения такой скорости, имела место и скорость действительно достигала 80 километров в час, по крайней мере на коротком отрезке пути.