Россия не запад, или что нас ждёт. Введение

Тема Россия и Запад стала для нас чрезвычайно акту­альной в последние двадцать лет. Она была постоянно важ­на для наших предков с момента становления Руси и приня­тия христианства в X веке, но сейчас она стала остро необхо­димой нам для осознания того, что с нами происходит, перед какими историческими выборами и вызовами мы оказались и каковы варианты нашего возможного будущего как страны и народа. Эта тема непосредственно вошла в судьбу каждого человека в России и на всем «постсоветском» пространстве.

Причиной этого стали два катастрофических события.

Во-первых, СССР, в формах которого была воплощена Россия на протяжении почти всего XX века, потерпел пора­жение в «холодной войне» с Западом. Это во многом предо­пределило дальнейший ход событий в России. В таком поло­жении для народа любой страны совершенно необходимо понять себя и победителя в их соотношении, в их взаимном отражении «в другом, как в зеркале»1. Запад, победивший

1 В 1999 г. вышла книга крупного американского историка M. Малиа «Россия глазами Запада» — итог всей жизни ученого. В рецензии на эту кни­гу А. Безансон пишет: «Главная цель книги — критический обзор концепций, оценок, интерпретаций, к которым начиная с XVIII столетия прибегали мыс­лители европейского Запада, рассуждая о России. Таким образом, Россия рассматривается здесь извне, с западной точки зрения. Однако, поскольку все эти различные оценки неразрывно связаны с историей того самого Запа­да, которому они принадлежат, книга Малиа оказывается, в конечном счете, историей не только России, но и всего западного мира» [1].

Россию в большой цивилизационной войне, «проник» в нее, овладел ее важнейшими невралгическими центрами и, ко­нечно, оказывает непосредственное влияние на нашу судьбу. И долго еще будет оказывать. Нам надо знать и, по возможно­сти, понимать (и даже чувствовать) Запад, это — условие на­шего выживания.

Во-вторых, в конце 80-х годов в России началась рефор­ма, которая ставила целью «возвращение в наш общий евро пейский дом», то есть переделку жизнеустройства России по западным образцам. Практически эта реформа представля­ет собой попытку устроить на российской земле «нечто похо­жее на Запад», пусть и похуже. Это большая программа ими­тации западных общественных институтов, типа хозяйства и социальных отношений.

В наших интересах— понять, что собираются устроить на российской земле, куда мы должны «вернуться», по каким шаблонам будут переделывать наш культурный тип. Первые двадцать лет этой реформы были периодом «бури и натис­ка», нам было не до того, чтобы вглядываться в себя и изу­чать Запад, если успевали уворачиваться. Теперь хаос разру­шения слегка упорядочился и вихри, которые веют над нами, слегка успокоились. А может, мы к ним приноровились. Надо оформить наше знание о России и Западе в свете получен­ных уроков.

Подчеркнем, что на Западе необходимость этого же зна­ния осознается. А. Безансон пишет: «Ответ на вопрос, принад­лежит ли Россия к Европе, зависит от того, считаем ли мы, что она просто «отстала» от Европы, или же признаем, что в дан­ном случае мы имеем дело с «искажением» Европы… Выбор какой-либо из этих двух точек зрения определяет и самые непосредственные практические выводы; от него зависит вы­бор политики, которую европейский Запад будет проводить в отношении России» [1]. Западные историки и философы сейчас систематизируют знание о России (и о Западе с помо­щью «России как зеркала») с точки зрения интересов Запада, но гам ценится знание достоверное, позволяющее создавать технологии (в том числе политические).

Нам тоже нужно знание трезвое, очищенное, насколько возможно, от эмоций. Сейчас не время рвать на груди тель­няшку с песней «врагу не сдается наш гордый «Варяг», поща­ды никто не желает». Знание нам нужно, чтобы действовать умело и решить задачу, которая периодически встает перед Россией и которую Менделеев определил так: «Уцелеть и продолжить свой независимый рост». Это для нас сегодня — второй закон Менделеева. Такой же верный и неумолимый, как и первый.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: