Шкала землетрясений

В 1785 году Пигнатаро — тот самый итальянский уче­ный, который полагал, что он обнаружил зависимость землетрясений от положения Луны на небосводе,— соз­дал оценочную шкалу. Спустя почти полвека с аналогич­ным предложением выступил немецкий ученый Эген. Как у того, так и у другого ученого были верные идеи, но ни один из них не имел такой информации, которая позволи­ла бы создать удовлетворительную шкалу. Поэтому шка­ла, предложенная Пигнатаро и Эгеном, не нашла при­менения. Но в 1878 году два других исследователя сов­местно разработали довольно удобную сравнительную шкалу. Это были представитель Италии Де Росси и швейцарский ученый Форель. Шкалой Росси — Фореля кое-где пользуются и поныне. В ней приводится описание различных последствий, которые могут быть замечены й ОЦеМены очевидцами, таких, например, как падение труб или появление трещин на мостовых.

Другой итальянский ученый — Меркалли, тщатель­но исследовавший периодичность землетрясений в про­межутке с 1883 по 1901 г., выработал собственную шка­лу оценки последствий землетрясений. Он подразделил все землетрясения на 12 групп в зависимости от их си­лы. С тех пор шкала Меркалли неоднократно видоизме­нялась другими исследователями в зависимости от мест­ных условий. «Модифицированная» шкала Меркалли, вопреки поговорке «у семи нянек дитя без глаза», ока­залась удачной. В той или иной форме она и посейчас используется инженерами и всеми теми, кто так или ина­че связан с изучением разрушительных последствий зем­летрясений.

В ее основе, как и в основе всех других шкал, лежат признаки, определяющие степень воздействия землетря­сений на почву, сооружения и даже на население. В ка­честве последних признаков упоминаются, например, пробуждение людей ото сна, их испуг и нервозность, а также реакция животных. По мнению Эйби, в числе при­знаков чаще всего фигурируют образы, наиболее при­вычные местным жителям. Так, например, в Австралии силу землетрясения сравнивали с эффектом, который вызывает «почесывание лошади об угол террасы».

Эти и другие признаки, не поддающиеся измерению, служат полезной информацией. И все же сведения о них не всегда удовлетворяют ученых, ибо они свидетельст­вуют не о силе землетрясения, а только о том, что про­изошло на некотором удалении от очага землетрясения.

Признаки, лежащие в основе шкалы, один из сейсмо­логов назвал примитивными; они позволяют оценить про­исходящее по воздействию на строения, находящуюся в доме посуду, поведение женщин и детей, домашних жи­вотных, а также на множество окружающих че­ловека предметов. Сотрясение силой в два балла озна­чает, что только некоторые люди почувствовали толчок; при 4-балльном ударе дребезжат окна; для 7-балльного свойственны небольшие разрушения; 10-балльный тол­чок является разрушительным. Во время землетрясения силой в 12 баллов (самого сильного) рушатся почти все строения, в воздух взлетайэт камни и (хотите верьте, хо­тите нет) из земли выскакивают врытые вглубь столбы!

Должен признаться, что мне ни разу и£ доводилось читать сообщения о землетрясении, где бы упоминался последний эффект, но, возможно, где-нибудь этот при­знак может и пригодиться. Модифицированная шкала Меркалли, три десятилетия назад усовершенствованная Гарри Вудом (Калифорнийский технологический инсти­тут) и Фрэнком Нейманом (Управление береговой и гео­дезической службы), в наши дни получила широкое рас­пространение в США.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: