7 апреля 1950 г. Гарри Трумэн подписал спецдирективу СНБ-68 (NSC-68). Это была программа, нацеленная на поэтапное комплексное разрушение СССР и распад блока народно-демократических стран. В том числе — путём поощрения сепаратизма, русофобии, провоцирования кризиса в экономике и административно-политическом управлении всех этих стран. Ставилась и задача большего «присутствия» доверенных лиц США в различных управленческих структурах СССР, в исследовательских и статистических учреждениях. И эта задача, судя по всему, была реализована.
Кстати, с 1 января 1950 г., по данным рассекреченной части американских архивов, планировалось осуществление очередного, то есть третьего к тому времени плана уничтожения Советского Союза атомными бомбами — плана «Тройан». Предварительное решение о начале войны с СССР по этому плану было принято Трумэном в августе 1949-го, но успешное испытание советской атомной бомбы (29 августа 1949 г.), победа китайской революции (1 октября 1949 г.) и последовавший советско-китайский договор вынудили США—НАТО в ноябре 1949-го вновь отложить агрессию против СССР: на сей раз — с 1 января на 1 марта, а в феврале 1950-го — на неопределённый срок.
Потому в Вашингтоне было решено — в рамках упомянутой американской директивы — методично разрушать СССР и КПСС изнутри.
Обратимся к тексту экономического раздела директивы СНБ-68:
«Еще одной проблемой для Кремля является преемник Сталина. Переход власти из одних рук в другие может вызвать нестабильность. Но все экономические стремления СССР диктуются общим политическим курсом. Что касается экономического потенциала, то, даже принимая во внимание оптимистические советские данные, экономическая мощь СССР составляет примерно четверть от показателей США. Это находит отражение не только в объеме валового национального продукта (по сост. на 1949 год: СССР — 65 млрд долларов, США — 250 млрд долларов), но и в производстве основных продуктов в 1949 году…
Советский Союз будет неуклонно сокращать отставание от американской экономики, продолжая уделять большее, чем США, внимание капиталовложениям, и совершать ускоренный рывок вперед.
.. .Тоталитарный режим в состоянии сконцентрировать свои усилия на конкретном проекте намного более эффективно, нежели демократическое государство.
…Необычная гибкость советской тактики, безусловно, также является источником силы Кремля. Советский Союз занимает в Европе такое положение, которое при искусном управлении может использоваться для нанесения огромного урона западноевропейской экономике, а также подрыва прозападной ориентации некоторых стран, в частности Германии и Австрии.
Несмотря на отделение Тито от советского лагеря (а частично и из-за этого), Советский Союз стал форсировать процесс интеграции экономик государств-сателлитов…
Мы должны попытаться добиться выполнения наших основных задач невоенными способами. В общем, мы должны за счет ускоренного и непрерывного наращивания политических, экономических и военных сил свободного мира… сорвать планы Кремля…»
Эти секретные планы энергично претворялись в жизнь. Денег американцы не жалели. Интересно, что в годы китайско-советской полемики, а вскоре и конфронтации китайская сторона утверждала, в частности, что «в управленческих, партийных, идеологических и экономических структурах СССР продолжают работать — при попустительстве ревизионистских властей — не только перевербованные империалистами бывшие фашистские агенты. Но и непосредственно ревизионистские перерожденцы — чиновники и специалисты, которые по разным причинам стали прямой или косвенной агентурой империализма и его структур».
Пекин утверждал, в том числе в русскоязычных передачах Радио КНР (которые, ввиду большой мощности, не всегда удавалось гаушить), что со временем деятельность этих лиц станет едва ли не главной в дальнейшем разложении КПСС и разрушении СССР (см., напр.: «Ревизионизм и реставрация капитализма в СССР». Пекин-Тирана, рус. яз., 1973; «Полемика о положении в СССР, КПСС и о генеральной линии международного коммунистического движения». Пекин, рус. яз., 1965). Особенный интерес представляет изданная в Пекине в 1970 году книга для партгосработни-ков — «The purposes of the USA in the USSR» («Цели США в СССР») — сборник исследований и документов по проникновению в высшие правящие структуры и исследовательские учреждения СССР работников, связанных с Западом.
Советская пропаганда на такие обвинения не отвечала, обобщённо именуя китайскую позицию «маоизмом», «мелкобуржуазным шовинизмом», «смычкой маоизма с империализмом» и т.п.
Так или иначе, но, судя по всему, в структурах при высшем советском руководстве, отвечающих за экономическую статистику, уже в начале 1950-х работали те, кто намеренно скрывали или фальсифицировали подлинные статданные.
В 1950—1951 гг. по инициативе Сталина стали разрабатываться планы долгосрочного социально-экономического развития СССР, и в этой связи готовилась общесоюзная экономическая дискуссия. Советский лидер лично затребовал подробные экономические данные по СССР и США. Они были нужны и для последней сталинской работы «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.). Но получил Сталин, в буквальном смысле, фальшивку А вот потом хрущев-цы, как и нынешние «независимые аналитики-рыночники», его обвиняли и обвиняют в неправильном восприятии экономики, в ошибочной социально-экономической политике, в непонимании экономической ситуации и т.п. просчётах.
Экономист и историк Владимир Писарев считает: «После 1950 г., когда СССР уже стал мировым лидером по производству тяжелого стационарного оборудования для индустрии, экономисты и статистики, намеренно скрыв это от Сталина и от народа, и тем самым предотвратив своевременную социальную переориентацию экономики, повели страну по пути «экономического идиотизма». Это и породило бесконечные, усугубляющиеся дефициты в стране при лидерстве СССР в добыче и использовании ресурсов, а также высокие цены, налоги и неестественную бедность большинства населения. А все «реформы» 1985—1992 гг. были направлены на усугубление положения, из-за чего развалились экономика СССР и он сам…»
Подчеркнём, что в вышеупомянутой американской директиве была высказана озабоченность большей эффективностью именно советского государства, а не американского, в руководстве развитием экономики. Естественно, это преимущество надо было нивелировать.
По данным В. Писарева и некоторых других экономистов, в 1951-м СССР, обогнав США, вышел на первое место в мире также по количеству и мощности ежегодно выпускаемых электродвигателей для комплектации ими всевозможного оборудования. Но это достижение также было скрыто. Тем самым, Сталину не было позволено сделать вывод о том, что поставленная еще в 1929 г. задача — за 15 лет догнать США по уровню индустриализации — была в основном решена, несмотря на все потери в войне, — с опозданием всего лишь за 5 лет…
В. Писарев отмечает также, что «начатая при Сталине практика сокрытая фактов, противоречащих интересам «динозавров индустриализации» (транснациональных структур. — А. ¥.), была продолжена и после него… Поэтому никто не может понять истинные причины экономической катастрофы и предложить действенные меры по ее преодолению…» (Писарев В. Маркс, Ленин, Сталин, Горбачёв… и крах СССР. М., 1993).
Вполне преднамеренную аферу советские контрразведчики раскрыли несколько позже. Правда, без тяжёлых последствий для изобличённых.
Так, в рамках совместной операции КГБ и МВД СССР в начале-середине 1960-х в ЦСУ СССР, статуправлениях 6-ти союзных республик (включая РСФСР) и ряде НИИ были установлены факты многолетней деятельности по фальсификации или сокрытию подлинных данных по экономике и социальной сфере. Причем «группа» этих специалистов косвенно была связана с небезызвестным англо-американским шпионом О. Пеньковским. В частности, изобличённые пять работников Госкомстата СССР и примерно 20 работников экономических НИИ в РСФСР и пяти союзных республиках получали и выполняли задания от Пеньковского и связанных с ним Винном и Чизхолм (резидентов британских спецслужб) по отправке «наверх» данных либо по всё большему отставанию ряда оборонных отраслей от западного уровня, либо — сфальсифицированной информации по перевыполнению якобы плановых заданий в тех же отраслях. Но этот сектор работы Пеньковского был «затушёван» в ходе процесса над ним и его визави, как и в опубликованных в открытой печати СССР материалах того процесса (1963 г.), чтобы не создавалось впечатления о слишком разветвлённой деятельности «пеньковцев» и их агентуры в СССР…
В 1970—1980-х аналогичная деятельность выявлялась в большинстве союзных республик: в тот период это были в первую очередь работники, связанные круговой порукой с высшим руководством тех союзных республик. Однако изобличённые «статистики» и научные работники, в большинстве своём, отделывались либо условными сроками, либо переводом на низшие должности.
Впрочем, высшее руководство СССР примерно со второй половины 1960-х едва ли было заинтересовано в подлинных статданных. Потому что, во-первых, системный, в том числе идеологический кризис в СССР начал усугубляться, а во-вторых — Западу удалось навязать Советскому Союзу такой характер гонки вооружений и политического соперничества в мире, выдержать которые можно было только при растущем экспорте всевозможного сырья. Чем — в ущерб гражданской экономике и соцсфере — оплачивались столь же быстрорастущие расходы на «оборонку» и смежные отрасли. Вплоть до спровоцированного в 1986—1987 гг. беспрецедентного обвала мировых цен на нефть и газ, особенно на советское нефтегазосырьё. Однако это хотя и смежная, но другая тема…
По данным Института комплексных транспортных проблем (ИКТП) при Госплане СССР, многие отраслевые ведомства ещё в 1960—1970-х гг. фактически смирились с подтасованной и не подробной статисткой по сельскому хозяйству, пищевой промышленности и ряду других отраслей. Ведомства соответственно отвечали на статзапросы руководства страны и партии. Ибо подлинные статданные потребовали бы комплексного и быстрого исправления кризисной ситуации в экономике (см., напр.: «Вопросы совершенствования перевозок скоропортящихся продуктов» — Труды ИКТП при Госплане СССР. Вып. 28. М., 1972).
Но и после разрушения СССР такого рода фальсификации продолжались. Так, «дело статистиков» было возбуждено Генпрокуратурой РФ в июне—июле 1998 г. по результатам разработки ФСБ.
Всего были задержаны 9 человек, следователи объявили, что на обысках изъяли у арестованных работников Госкомстата (ныне — Росстат) наличных денег и ценностей более чем на 2,5 млн долларов.
Эти деятели искажали статинформацию из субъектов Федерации для последующего получения теми регионами новых крупных госдотаций, которые затем делились между участниками — задействованными статработниками и доверенными лицами из тех же регионов.
Причем среди арестованных оказался и директор Госкомстата Ю. Юрков. Но, за исключением Юркова, уже через три года почти все эти арестованные были освобождены по амнистии…
Словом, политика разрушения Советского Союза и его распада на экспортно-сырьевые, фактически марионеточные государства была комплексной и долговременной, включавшей и статистические фальсификации для высшего руководства страны.