Технологии беззакония

В своей книге «Анатомия краха…» автор, что называет­ся, ставит вопросы ребром. И сюжеты разрабатывает самые острые.

Действительно, в чем подоплека, к примеру, страшного для русских партийных кадров Ленинградского дела 1949— 1950 годов? Почему практически все следователи, которые его вели, были, причем уже после смерти Сталина, расстре­ляны? В одной партии люди с одинаковыми партбилетами совсем по-разному видели будущее страны, за которое шла беспощадная борьба…

И почему везде звучит тема «сталинских» репрессий, а о жестоко подавленной волне народных выступлений времен т.н. «оттепели» и, в частности, о советском «кровавом вос­кресенье» в Новочеркасске в 1962-м пишут очень скупо?..

И уж совсем глухо молчат о «сталинском золотом рубле», освобожденном от доллара, и о нежелании И.В. Сталина превращать СССР в сырьевого донора для других стран. Даже для дружественных.

В книге Алексея Чичкина приводятся слова одного из полководцев Великой Отечественной войны, Главного мар­шала авиации А.Е. Голованова, отставленного со всех по­стов, который с горечью говорил в мае 1955-го, узнав о без­возмездной передаче Н.С. Хрущевым Порт-Артура и Даль­

него Китаю: «Как можно? Сколько людей там погибло… Это начало конца…»

В конце 1950-х Хрущев начинает ликвидацию в России «неперспективных деревень», которая продлилась факти­чески до краха СССР и стала приговором русскому паха­рю… Эта ликвидация стала одним из классических приме­ров того, как под благовидными названиями «революций», «преобразований», «перестроек», «оттепелей» и «реформ» запускаются гибельные для страны процессы.

С начала 1960-х Советский Союз превратился в хрониче­ского импортера мяса и зерна, а уже в 1969-м министерство сельского хозяйства США в своем докладе госдепартаменту и президенту отметило, в частности, что «беспрецедентно оши­бочные мероприятия советского руководства в региональной политике и в сельском хозяйстве, включая, например, методы освоения целинно-залежных земель и распространения посе­вов кукурузы, ликвидацию травопольных севооборотов, приу­садебных хозяйств колхозников и скота на личных подворьях, устранение так называемых «неперспективных деревень» в РСФСР приведут к деградации советского сельского хозяй­ства и к растущей зависимости СССР от импорта сельхозпро­дукции. Что… скажется на экономике, обороне, внутренней стабильности и внешнеполитических возможностях СССР и его союзников…». Увы, абсолютно реалистичный прогноз.

А почему, задает вопрос А. Чичкин, — 70% экспортных советских газопроводов пошли на Запад именно через Укра­ину, хотя белорусский маршрут был в ряде случаев короче?

В одном из недавних документов ЦК Компартии Китая, объясняющих причины развала Советского государства, от­мечается, в частности, что линия на разрушение СССР и перерождение КПСС проводилась несколько десятилетий. «После кончины Сталина и его фальсификационной дис­кредитации (1953—1956—1961 гг.) внутреннее разложение в руководстве партии и государства, в том числе с помо­щью внедряемых туда агентов влияния, было существенно облегчено. А отсутствие и дискредитация политических, экономических, нравственных и т.п. ориентиров ускорили буржуазно-бюрократическое перерождение руководства партии и государства…».

В книге Алексея Чичкина «Анатомия краха…» цитирует­ся немало интереснейших документов, вполне доказатель­но опровергается расхожее клише, что, дескать, в экономи­ке, внешней торговле и внутриполитической системе СССР «всё было хорошо», но вот «пришел» к власти Горбачев и самолично разрушил страну. Получается, что было доста­точно всего 5—6 лет, чтобы такие мощные государство и структура, как СССР и КПСС, канули в небытие?..

Работа в структурах Госплана СССР и Совета экономиче­ской взаимопомощи в 1980-х позволили автору в деталях на­блюдать то, как страну умело направляли по пути экономиче­ского и прочего «идиотизма». Один из наставников А. Чичкина, известный экономист, академик Т.С. Хачатуров еще в 1981-м говорил: «К сожалению, наша экономика давно идет в пучину такого кризиса, который вполне может завершиться распадом СССР». Никто из власть имущих к академикку не прислушал­ся… Предсовмина А.Н. Косыгин, едва ли не единственный, кто уцелел после ленинградских расстрелов, уже ушел из жизни. Слабеющий Черненко остановить этот заос не мог…

«Словом, политика разрушения Советского Союза и его распада на экспортно-сырьевые, фактически марионе­точные государства была комплексной и долговремешюй, включавшей и статистические фальсификации для высшего руководства страны», — делает вывод автор.

Конечно, в полной мере высвечивается в книге роль в ликвидации СССР Хрущева. Главный предшественник «Горби» наотмашь бил по столпам России — Русской пра­вославной церкви, крестьянству, армии (безжалостное со­кращение на 1 миллион 300 тысяч человек!). Амнистировал в 1955-м пособников оккупантов в годы Великой Отече­ственной. «Отдал» Украине Крым. Обострил до предела от­ношения с Китаем…

Изощренная демагогия — один из главных методов сей тайны беззакония… Генерал М. Белоусов, служивший в Порт-Артуре, вспоминал, как Хрущев орал командующему-фронтовику: «Это политика царская, империалистическая. Кого же и от кого вы собираетесь здесь защищать? Ты мне лучше скажи, сколько надо времени, чтобы здесь не оста­лось ни одного вашего солдата, даже вашего духа… Уйдете вы отсюда, — уйдут и американцы».

Естественно, американцы ниоткуда не ушли, продолжая наращивать свое присутствие и влияние, где только возмож­но. В том числе на Дальнем Востоке. И ни одна страна не проводила тогда сокращений своих вооруженных сил.

Но дело не только в «волюнтаризме» Хрущева. Все го­раздо глубже… Автор приводит характерное высказывание генерала де Голля в связи с кончиной И.В. Сталина: «По-моему, Сталин постепенно восстанавливал, хотя и в новой форме, русскую государственность, расширял её географи­ческое и экономическое пространство, возвращал русской нации её внутренние и внешние позиции, сильно подорван­ныс большевиками. Такая политика Сталина стала более последовательной с 1941 г., но она именно после войны получила официальный статус. Но комплексное обеспече­ние такой политики существенно отставало от её темпов. Поэтому, на мой взгляд, сталинский антибольшевистский проект, то есть сталинский вариант русского великодержав­ного государства, после Сталина, в отсутствие достойных его продолжателей, недолговечен».

Что ж, и сейчас мы видим во властных структурах не­мало сторонников т.н. «десталинизации»…

А теорию мировой революции заменила глобализация, также направлешхая против национально-государственной политики в любой стране. Неслучайно включены в книгу и очерки о президенте Франции де Голле, и премьер-министре Португалии А. Салазаре.

Да, прошло 20 лет со времени распада СССР, но послед­ствия этого события пе могут не сказываться на России и других странах бывшего Советского Союза. По крайней мере, экспортно-сырьевая экономика СССР в момент его распада, сформировавшаяся с конца 1950-х гг., в макси­мально ущербном виде унаследована Россией. Что, в свою очередь, с каждым днём усугубляет системный кризис РФ, повышая риски ее распада по «советскому» или «югослав­скому» сценариям.

Так что книга Алексея Чичкина будет интересна отнюдь не только историкам.

Алексей Тимофеев, член Союза писателей России, главный редактор интернет-газеты «Столетие» Фонда исторической перспективы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: