В то утро Паттерсон, правительственный сейсмолог в Гонолулу, ни о чем не подозревая, завтракал на террасе своего домика, стоявшего на побережье. Мысли его были приятными: как ему повезло со службой на Гавайях, где всегда великолепная погода и неумолчный шелест пальм, а воздух так благоухает…
Но пора поторапливаться. Приближалось время утреннего визита на сейсмологическую станцию для проявления лент, экспонированных за прошедшие сутки. Паттерсон бросил последний взгляд на море, чтобы еще раз полюбоваться сверкающей бликами водой, и не поверил своим глазам — вода исчезла, и морское дно, насколько хватало глаз, лежало голым и отвратительным! Пораженный, он бросился ближе к берегу, чтобы внимательнее посмотреть на открывавшуюся перед ним картину, как вдруг увидел линию высоко вздымавшихся бурунов, которые принимали угрожающие размеры на некотором расстоянии от него. Стена воды быстро приближалась!
Паттерсон едва успел броситься назад. Буквально по пятам за ним следовала стена воды. С оглушительным грохотом она ударилась о пляж и затем накрыла дом.
Последующие мгновения Паттерсон яростно сражался со стихией, пытаясь спасти обстановку и ценные вещи, которые он побросал на полки, куда вода не достигала.
Когда вода схлынула, он убедился, что жилище сильно разрушено. Но ему еще повезло — некоторые дома по-
Карта с кривыми распространения сильного цунами через восточную часть Тихого океана в апреле 1946 года.
Линии показывают положение фронта волны с часовыми интервалами после землетрясения на Аляске. Волны прошли расстояние до Чили, равное 13 тысячам километров, за 18 часов и иногда распространялись со скоростью свыше 1000 километров в час. Волна, достигшая Вальпараисо, имела высоту около 2 метров.
близости были вообще смыты водой или превращены в груды развалин.
Катастрофа разразилась на побережье многих Гавайских островов. Прибрежные дороги и мосты были размыты, дома разрушены и снесены водой. В некоторых местах разрушения были особенно страшными.
Жители города Хило на «большом острове» Гавайи вначале не заметили подъема воды в своей бухте. Все было тихо и мирно. Да и что могло случиться?
Они не знали, а может быть, и просто не задумывались над тем, что за несколько часов до этого в заливе Аляска, в 3800 километрах к северу, произошло землетрясение, которое вызвало резкий подъем морского дна. Но некоторым горожанам все-таки бросилось в глаза, что вода отошла от гавани, оголив безобразные илистые от? мели и рифы, которых ранее здесь никто не видел. Эта картина доставила огромное удовольствие ребятишкам, которые побежали поближе к воде, чтобы посмотреть, как бьется рыба на отмели, и полюбоваться невиданными морскими животными. Даже если бы кричащие от восторга дети заметили огромную волну, приближавшуюся
к ним, они все равно не успели бы спастись. С грозным ревом волна пронеслась по ним, разбивая в щепки набережную и ломая цементные стены на берегу. Затем она ворвалась в город. Через несколько секунд весь деловой район Хило превратился в руины. От железнодорожных вагонов, автомобилей и грузовиков, сетей, кораблей осталась бесформенная груда обломков.
По мере того как вода отступала назад, она уносила за собой целые дома, месиво из обломков и сахара стоимостью в 750 тысяч долларов.
Этот и последующих огромные валы в течение нескольких часов нанесли острову ущерб, исчисляемый в 25 миллионов долларов! Это была самая крупная раз* рушительная волна в истории Гавайских островов. Такую шутку сыграла с ними природа 1 апреля 1946 года.
Оставшиеся в живых жители Хило приступили к расчистке обломков, под которыми погибло 173 человека — их родные и близкие. Они скорбно вопрошали: почему же никто не предупредил их об этой ужасной волне, рожденной подводным землетрясением?
Знаменитый вулканолог Джаггер, долгие годы изучавший кратер вулкана Килауэа на Гавайских островах вблизи Хило, задолго до катастрофы неоднократно пытался предупреждать жителей о грозящей беде. У него был сейсмограф, и он иногда заблаговременно узнавал об отдаленных подводных землетрясениях, но, к сожалению, не мог с определенностью утверждать, придет морская волна или нет. Не удивительно, что местное население почти не прислушивалось к его маловразумительным предупреждениям. Конечно, горожанам следовало бы вооружиться современными приборами и системой взаимосвязанных станций, чтобы иметь надежную систему оповещения. Но даже этого, пожалуй, было бы недостаточно, так как люди склонны быстро забывать редко происходящие события. Поэтому когда в 1960 году на Хило вновь обрушилась огромная волна, несмотря на своевременные предупреждения, погибло много людей.
В Японии такие сейсмические морские волны называют «цунами». Ученые приняли это название, так как его значение является точным и определенным. Цунами, как и многие другие виды морских волнений, ошибочно называют приливной волной. Но это неправильно — оно не имеет ничего общего с приливом.
Приливной также ошибочно называют волну, заливающую побережье в результате разыгравшегося шторма. Сильные ветры гонят воду перед собой и образуют водяной вал, который с силой обрушивается на берег. В центральной части тайфуна из-за низкого давления воздуха вода также нередко поднимается вверх. Центры тропических ураганов с очень низким давлением окружены вихревыми потоками воздуха. Такого рода ураган в 1900 году вызвал катастрофическое наводнение в Галвестоне, шт. Техас, во время которого погибло 5 тысяч жителей. После этих трагических событий в городе была построена огромная морская дамба для защиты от наводнений. В 1938 году ураган, начавшийся далеко на севере, достиг района Новой Англии, вздымая морскую воду на высоту 10—12 метров и гоня ее перед собой. Разрушению подверглись большие территории на побережье Лонг-Айленда и в устье реки Коннектикут. Но все это не были настоящие цунами.
Очевидно, на земном шаре ежегодно происходит только одно настоящее сильное цунами. Хек в своем списке известных цунами насчитывает 270 случаев, которые в основном отмечены за последние 200 лет. К самым ранним из известных нам, по мнению Хека, относится цунами у берегов Потидэа (Греция), которое произошло в 479 году до н. э. Цунами отмечаются во многих частях света. Разрушительную силу этого явления испытывали на себе Япония, Чили и Греция. В 1724 году в Каллао (Перу) от волн высотой до 25 метров погибли 24 корабля. В 1293 году в Японии от цунами погибло 30 тысяч человек; та же участь постигла Италию в 1783 году.