Аналогии, воспоминания

Предыдущую попытку военного путча в России со­вершил генерал Корнилов 74 года назад. Путч был организо­ван с целью свержения правительства Александра Керенско­го и реставрации монархии. Он был также непопулярен в об­ществе, как и нынешний августовский путч 1991 г.

Поразительный факт — переворот готовился почти от­крыто, к его необходимости призывали общественные дея­тели, разные политологи, обосновывающие идею «твердой руки». Премьер Павлов откровенно саботировал экономи­ческую стабилизацию и вместе с Геращенко (председатель Союзного банка) приводил народ в бешенство финансово-кредитными и ценовыми манипуляциями. Пресса писала о грядущем перевороте ежедневно, все факты были извест­ны, но ни Верховный Совет СССР, ни Президент СССР должным образом не реагировали на эти симптомы контр­революции. Мои самые суровые оценки деятельности со­юзного правительства, даже с кремлевской трибуны съез­дов народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, вызывали у Горбачева лишь раздражение. Аппаратный переворот, совершенный в Компартии России уже в мо­мент ее создания, породил в сердцевине президентской партии ударный отряд антигорбачевской реакции, но по­пытки ответить на это демократическим волеизъявлением членов партии и критикой в прессе не дали никаких резуль^ татов.

С декабря 1990 г. навязчиво пропагандировалась, а в ян­варе была испытана в Литве и Латвии схема «чрезвычайщи­ны» с созданием «комитета общественного спасения» — про­образа ГКЧП. Призыв решать все проблемы с помощью чрез­вычайного положения с конца 1990 г. все громче звучал на всех пленумах ЦК КПСС и ЦК Компартии России. А к лету были организованы специальные группы для разработки «научной» идеологии «чрезвычайщины» — плоды ее трудов публиковались в «Московской правде», других изданиях, подготавливая умы к ГКЧП.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: