Бомбе взлет разрешаю

Ничего подобного в военной практике человечества не было. Поэтому есть смысл рассказать очень подробно и о технических деталях испытаний.

Мощность термоядерного заряда составляла 50 мегатонн. Заряд поместили в баллистический корпус бомбы длиной около 8 метров и диаметром 2,1 метра. Общий вес «изде­лия» составил 26 тонн. В стандартный бомболюк самолета Ту-95 такая объемная конструкция не помещалась. Тогда бомбардировщик оснастили специальной подвеской к фюзе­ляжу. Забегая вперед, скажем: чтобы затем подвесить «изде­лие», на аэродроме сделали специальный котлован длиной 14,5 метра, шириной 4,5 метра и глубиной 1,4 метра. Рано утром 30 сентября бомбу к нему доставил 40-тонный тягач и потом еще целый час с помощью лебедок, тросов и тягача обслуга крепила ее под фюзеляжем самолета.

Авиационной группой, которую привлекли к испытаниям, командовал генерал-майор Е.И. Шапошников. Самолет-но­ситель Ту-95 (№ 5800302) был выпущен в серии бомбарди­ровщиков 1955 года. Его экипаж состоял из 9 человек. Все они в августе-сентябре прошли специальную подготовку к испытаниям и 16 октября 1961 -го даже участвовали в испы­тании водородной бомбы большой мощности. Назовем их имена. Ведущий летчик — майор А.Е. Дурновцев, ведущий штурман — майор И.Н. Клещ, второй летчик — М.К. Кондра­тенко, штурман-оператор радиолокатора — старший лейте­нант А.С. Бобиков, оператор радиолокатора — капитан А.Ф. Прокопенко, бортинженер — капитан Г.М. Евтушенко, стар­ший стрелок-радист капитан В.М. Снетков, стрелок-ра­дист — ефрейтор В.Я. Болотов.

Бомбардировщик Ту-95 майора А.Е. Дурновцева сопро­вождал самолет-лаборатория Ту-16А (№ 3709) с экипажем подполковника В.Ф. Мартыненко.

Оба самолета покрыли специальной белой краской, на их фюзеляжах не было никаких темных пятен и даже принятых в авиации обозначений — так рассчитывали уменьшить воз­действие светового излучения ядерного взрыва.

Машины поднялись в воздух с аэродрома Олений на Кольском полуострове. До полигона на Новой Земле они ле­тели 2 часа 30 минут.

В расчетной точке экипаж Ту-95 сбросил бомбу с высоты 10500 метров. К земле она летела под куполами специаль­ной парашютной системы (площадь главного купола — 1600 кв. метров). За это время бомбардировщик смог уйти от предполагаемого эпицентра на 40 километров, а самолет-ла­боратория Ту-16А — еще на 15 километров дальше.

Взрывное устройство сработало в 8 часов 33 минуты на высоте 4000 метров над целью и в 4200 метрах над уровнем моря. Так говорят документы. Яркая вспышка длилась 30 се­кунд при общем световом излучении 70 секунд. Дальше, опять же — по документам: в процессе светового воздейс­твия ощущалась повышенная температура, фронт ударной волны догнал самолет-носитель через 8 минут 20 секунд. Бомбардировщик в этот миг находился на удалении 115 ки­лометров от эпицентра взрыва, его встряхнуло, но фактичес­ких изменений в режиме полета экипаж не заметил.

Зато в актах точно записано — процесс развития облака взрыва продолжался около 40 минут. Через 45 секунд после взрыва верхняя граница облака уже достигла 30 километров, после чего оно развивалось в основном в поперечном на­правлении. Через 35 минут после взрыва облако имело двухъярусную структуру с диаметром верхнего яруса 95 ки­лометров и диаметром нижнего яруса 70 километров. Оно очень долго сохраняло свою форму и было видно на рассто­янии 800 (!) километров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий
SQL - 48 | 0,147 сек. | 16.11 МБ