«Будто прыгнули в лодку»

—   Что такое подземный ядерный взрыв? Это когда, стоя на командном пункте в нескольких километрах от горы, вы сначала видите, как сделала вдох гора, а потом будто вы с берега прыгнули в лодку, где твердое дно, а вас плавно ка­чает, — так образно описал свои ощущения академик РАН, заместитель министра атомной энергетики СССР Виктор Никитович Михайлов. Он в числе многих также стал учас­тником событий 14 октября 1969 года. Виктор Никитович рассказывает:

—       Редко, но бывало, когда гора после вздоха выдохнет вдоль штольни грозное облако смертельной радиации. Од­нажды после такого исхода испытаний я задержался на ко­мандном пункте, где вместе с руководителями службы радиационного контроля отслеживал растекание радиацион­ного потока по местности. Обычно его движение происхо­дит в приземном слое по водостоку с гор, вдоль рек и долин. Медленно радиация продвигалась к командному пункту. До­зиметры, установленные в тундре, четко отслеживали этот фронт. На командном пункте уже чувствовался запах серо­водорода — это под воздействием взрыва разлагались крис­таллы пирита, которых на Новой Земле множество. Мы втроем вышли из диагностического трейлера. Командный пункт был пуст, а до этого здесь находились несколько сотен человек. Вдали увидели полевой автобус, который на боль­шой скорости мчался по дороге к причалу, где ожидал сто­рожевой корабль.

К сожалению, в такой ситуации командование полигона оказалось не на высоте. Забыв про нас, бросив все, включая личные вещи, в панике они бросились убегать, кто на верто­летах, кто к пирсу, хотя уровень радиации на КП был еще достаточно низок для профессиональных работников. Мы подошли к своему ГАЗ-69 и тронулись к причалу.

И здесь я увидел — к нам бегут щенята с собакой, которые жили под домиком на КП. Мохнатые и милые малыши, а впереди них мама. На Севере живут прекрасные собаки, они беззаветно любят людей и вместе с ними приходят на новое место и вместе уходят, они очень чувствуют необычную си­туацию. Мы остановились, и вся лохматая семья моменталь­но оказалась у меня в ногах. Их преданные глаза смотрели на меня с любовью.

О том, как происходило расползание радиоактивного об­лака, вышедшего из штольни А-9, хорошо описано в воспо­минаниях капитана «Буковины» Николая Евлампиевича Точилова. В его рассказе я узнал многих из командования полигона. Фамилий называть не буду. Пусть на их совести останутся минуты «борьбы за живучесть» и судьбы людей, метавшихся на берегу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: