Форштевень резал огненную гладь

Но вернусь к Новой Земле. Из военных кораблей, кото­рые, как и мы, держались у Белушки, мне помнится минный тральщик. Мазутом, соляркой и водой нас обеспечивал тан­кер «Волхов». С ним приключилась такая история.

На входе в губу, это все штурманы знали, надо прижи­маться к правому берегу, иначе можно сесть на камни. Вот «Волхов» на них и сел левой скулой. Был потом разговор, мол, начальство на танкере было пьяным.

Решили снять «Волхов» своими силами. Наш штурман был чем-то занят, и командир попросил меня узнать, когда будет полная вода. Взял справочник, посмотрел и доложил -полная вода будет в 17 часов. Хотя, как сказать — полная? В прилив там она поднимается всего на 15 сантиметров. В 16.45 подошли к танкеру и через кормовой клюз взяли его на буксир. Ровно в 17 часов наш командир дал обеими машина­ми «малый назад», и «Волхов» легко снялся с камней. На­верное, сказалось еще и то, что за сутки до происшествия танкер дал нам и на тральщик мазут, солярку и воду. Но про­боина на «Волхове» все же была. Они завели на нее плас­тырь и ушли в Мурманск.

Но вообще-то, из своей «новоземельской одиссеи» я чаще всего вспоминаю тот день, когда ядерный заряд был «до­ставлен» к цели ракетой. В тот раз и в море мы ушли дальше обычного — на 60 миль. Позже узнали ракета «промахну­лась» и ударила с отклонением на один километр от задан­ной точки. Какой мощности испытывался заряд, не знаю, но ударная волна нас сильно «качнула» — крен достигал 15 градусов.

Погода выдалась отличная — полный штиль. Снялись с якоря и пошли обратно в Митюшиху и примерно на полпу­ти к берегу встретили полосу горящего моря. Море горит! Не знаю, как и назвать это явление и чем оно вызвано, но, предполагаю, огненной пылью. Ее подняло взрывом с бе­регов, и затем она осела уже на поверхность возы. Сгуща­лись сумерки, а море ярко полыхало прямо по курсу эсминца. Форштевень резал эту огненную гладь — зрелище очень не­обычное, зловещее, но красивое.

Мне кажется, испытания в тот юд прекратились из-за из­вестного Карибского кризиса. Мы получили приказ, высади­ли экспедицию ученых в Белушке, загрузили все корабельные погреба боезапасами, так как всерьез собирались воевать, сначала ушли в Северодвинск, а оттуда — в Североморск.

Северодвинца Геннадия Ефимовича Белозеро-

ва призвали во флот 5 октября 1955 года, а спустя ровно две недели над Арктикой прогремел первый ядерный взрыв. Та­кой вот нюанс из его биографии. Дальномерщик Белозеров служил срочную на большом охотнике ПК-206 из бригады каперанга Осовского. Базировалсь она в Полярном. В брига­де было два дивизиона — морских тральщиков и больших охотников. Каждую весну, едва отходили льды, бригада сни­малась и уходила на Север. Служить ей на Новой Земле предписывалось до поздней осени. От моряков не скрывали — соединение обеспечивает испытания ядерного оружия.

— Что такое крейсер, я знал еще до призыва во флот. Когда работал в ЭМП-8 (электромонтажное предприятие Прим. О.Х), довелось ходить в сдаточной команде на заводские ис­пытания «Молотовска». Потому и служить я хотел на крей­сере. Когда призвали, втайне надеялся, что в военкомате это учтут. Не сложилось. Направили меня на ПК-206 большой охотник за подводными лодками — такие после войны стро­или в Зеленодольске. Большими-то они были только по на­званию, а в ту же длин} — чуть больше 50 метров. И экипаж на них — за пятьдесят душ. Как мы там жили-служили, по нашим временам многим худо представляется. И как в море ходили — гоже, ведь 5-6 баллов для «охотника» предел.

В Баренцевом море, чтоб тихо было это большая ред­кость, чаще штормит, но нам везло на переходе из Поляр­ного не валяло, а у Новой Земли шлеко ходить не было надобности только в видимости берегов, oi Маточки на Шара до Белушьей губы.

А «Молотовск» мне все же зачелся. Крейсеров в ту пору на Северном флоте было раз-два и обчелся, даже старослу­жащие в команде ПК-206 их только на картинках и видели Поэтому, когда я пришел на «охотник», меня к салагам не причислили — знали, что я на крейсере в море ходил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: