Конечно, с самого начала испытаний на Новой Земле полигон постоянно находился под пристальным наблюдением наших потенциальных противников. Но вот интересно, нигде я не встречал упоминаний о том, что между нашими пограничниками и силами морской охраны полигона возникали бы конфликтные ситуации с нарушителями.
Прикрывали Новую Землю дивизия ПВО и бригада кораблей, состоявшая из сторожевиков и минных тральщиков. Они имели право задерживать все суда, которые следовали без оповещения и особого на то разрешения в запретные районы. Воздушную разведку на подходе к архипелагу вели самолеты нашей специальной авиационной дивизии.
Для разведки в районе Новой Земли США и страны НАТО использовали различного типа разведывательные самолеты и корабли. Самолеты взлетали с аэродромов Норвегии. Навстречу им всегда поднимались наши перехватчики. Все это создавало определенную напряженность, но, как говорится, на рожон американцы не лезли. Случаев умышленного нарушения границ не отмечалось. Напротив, «встречаясь» в воздухе, американские летчики, как правило, приветствовали пилотов наших истребителей, а точнее — давали понять, что они здесь выполняют определенное задание, и не предпринимали попыток делать это скрытно. К слову, существование негласного «кодекса поведения» при совместном патрулировании в небе Арктики в 1982-м подтвердили мне летчики 72-го авиаполка, который в ту пору дислоцировался в Амдерме. Патрулирование в воздухе и на море не сводилось к одному только визуальному наблюдению — разведчики постоянно забирали пробы воды и воздуха.
Испытатели тоже предпринимали меры, чтобы скрыть момент самого ядерного взрыва. Важные переговоры велись только по закрытой связи. Применялись коды и различные ложные сигналы. Их подавали и с самолетов-носителей, и с береговых станций, постов наблюдения, чтобы ввести иностранных наблюдателей в заблуждение.
Самым частым гостем в водах близ атомного полигона на Новой Земле обычно называют норвежское разведывательное судно «Маръятта». Причем, нужно отметить, разведчиков с таким именем было двое. Первую «Маръятту», речь о 60-х годах, военные переоборудовали из небольшого научно-исследовательского судна. А в 90-х прошлого века ему на смену явилась вторая «Марьятта», уже построенная по специальному проекту и оснашенная самой совершенной и разнообразной аппаратурой.