Глаза и уши супостата

Конечно, с самого начала испытаний на Новой Земле по­лигон постоянно находился под пристальным наблюдением наших потенциальных противников. Но вот интересно, ниг­де я не встречал упоминаний о том, что между нашими пог­раничниками и силами морской охраны полигона возникали бы конфликтные ситуации с нарушителями.

Прикрывали Новую Землю дивизия ПВО и бригада ко­раблей, состоявшая из сторожевиков и минных тральщиков. Они имели право задерживать все суда, которые следовали без оповещения и особого на то разрешения в запретные районы. Воздушную разведку на подходе к архипелагу вели самолеты нашей специальной авиационной дивизии.

Для разведки в районе Новой Земли США и страны НАТО использовали различного типа разведывательные самолеты и корабли. Самолеты взлетали с аэродромов Норвегии. На­встречу им всегда поднимались наши перехватчики. Все это создавало определенную напряженность, но, как говорится, на рожон американцы не лезли. Случаев умышленного на­рушения границ не отмечалось. Напротив, «встречаясь» в воздухе, американские летчики, как правило, приветствова­ли пилотов наших истребителей, а точнее — давали понять, что они здесь выполняют определенное задание, и не пред­принимали попыток делать это скрытно. К слову, существо­вание негласного «кодекса поведения» при совместном патрулировании в небе Арктики в 1982-м подтвердили мне летчики 72-го авиаполка, который в ту пору дислоцировал­ся в Амдерме. Патрулирование в воздухе и на море не своди­лось к одному только визуальному наблюдению — разведчики постоянно забирали пробы воды и воздуха.

Испытатели тоже предпринимали меры, чтобы скрыть момент самого ядерного взрыва. Важные переговоры велись только по закрытой связи. Применялись коды и различные ложные сигналы. Их подавали и с самолетов-носителей, и с береговых станций, постов наблюдения, чтобы ввести инос­транных наблюдателей в заблуждение.

Самым частым гостем в водах близ атомного полигона на Новой Земле обычно называют норвежское разведыватель­ное судно «Маръятта». Причем, нужно отметить, разведчи­ков с таким именем было двое. Первую «Маръятту», речь о 60-х годах, военные переоборудовали из небольшого науч­но-исследовательского судна. А в 90-х прошлого века ему на смену явилась вторая «Марьятта», уже построенная по спе­циальному проекту и оснашенная самой совершенной и раз­нообразной аппаратурой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: