Информационная глобализация

Информационная глобализация впервые в жизни че­ловеческого общества обнажила гигантский разрыв между небольшой частью процветающих обществ и все растущим большинством населения мира, безнадежно прозябающего в нищете без малейшего шанса на улучшение ситуации, на со­страдание и справедливость. Вплоть до начала 60-х гг. XX века три четверти населения мира, которое находилось в перманентной нужде, стоически относилось к этому состоя­нию, поскольку даже в отдаленной степени не представляло себе того, как живут люди в других странах, более благопо­лучных, процветающих. Верх богатства они видели, напри­мер, в ремесленнике или владельце текстильной фабрики (города Индии), собственнике десятка верблюдов (арабские страны), владельце ранчо (Латинская Америка) и т.д.

В начале 60-х гг. XX столетия всего лишь 2 % взрослого населения развивающихся стран (77 % населения мира) один раз совершили путешествие на воздушном транспорте, око­ло 3 % этой части населения имели телевизионные приемни­ки, 5 % — регулярное радио, 4 % взрослого населения читали газеты. Каковы были потребности этих людей, насчитываю­щих более 2 млрд человек? Как они относились к другим странам? И вообще — что они знали об этих «других стра­нах»? Да почти ничего, и полагали, что все живут примерно так, как они. Поэтому отношение и к Западу, и к Советскому Союзу было просто индифферентным, или оно просто отсут­ствовало, это отношение (вне учета колониальных поряд­ков). Западу не мешал ни ислам, ни индуизм, ни иудаизм, ни другие религии бедных стран, а народам последних нисколь­ко не мешала западная цивилизация, включая христианство, если не иметь в виду отдаленные воспоминания о Крестовых походах.

Многовековая, всемирная мировоззренческая и социаль­но-психологическая ситуация стремительно изменилась под мощным воздействием информационной революции. В каж­дый бедный дом в различных странах мира пришли ТЕЛЕ­ВИЗОР и ИНТЕРНЕТ. Бедные впервые в своей жизни уви­дели, что такое НЕРАВЕНСТВО, что такое БОГАТСТВО, что такое ВЛАСТЬ, что такое ДЕНЬГИ и СИЛА, МЕСТЬ и НАСЛАЖДЕНИЕ и многое другое — о чем эти миллиарды людей даже не предполагали ранее. Несправедливость стала очевидной, она явилась Миру во всей своей разрушительной реальности. Разрыв между возможностями сотен миллионов людей и их растущими потребностями, причем растущими взрывным образом, стал приобретать опасный характер. Осо­бенно быстро возрастали и возрастают потребности людей молодых, энергичных, полных сил и энергии — и этот про­цесс развивается непрерывно, стимулируемый взрывным развитием технологий. Что им, обездоленным, ежедневно и ежечасно внушают «цивилизованные страны-лидеры» через своих кино- и телегероев? «Будь сильным, жестоким, амо­ральным, никакой жалости к людям, их страданиям, доби­вайся только одного — денег. Отказывайся от революций!» А что видят реально эти молодые люди, когда им ежечасно на каналах TV, в газетах и журналах, по радио дают инфор­мацию о «рыночной» деятельности «капитанов» трансна­циональных корпораций, банков, президентов стран, членов правительств, чиновников-коррупционеров? Вальяжная, рос­кошная жизнь, воровство, хищения, клановые корпорации во власти, ворующие народные деньги; перевороты и рас­стрелы парламентов из-за опасений потерять Власть, цинизм этой самой Власти, ее безответственность перед народами, манипуляции, продажность, ничтожество и аморальность ее носителей. Какое уважение «варварского Востока» может быть к такому «просвещенному Западу»? Как этого можно не понимать?

При этом, признавая на словах взаимосвязь и взаимоза­висимость всех стран мира в условиях глобализации, гигант­ское ускорение процессов интернационализации во всех сфе­рах международной жизни, лидеры «цивилизованного мира», их политическая, деловая и культурная элиты одновременно осуществляют «политику отбрасывания» бедных стран и на­родов «нецивилизованного мира», плохо скрывая свое пре­зрение к ним.

Наступающий голод в десятках стран мира как прямой и непосредственный результат деятельности глобальных ТНК, исповедующих безбрежную «свободу», — это всего лишь од­на иллюстрация тезиса. Отсюда — ярость, гнев, нетерпимость, стремление отомстить всем и каждому, отчаяние, которое ро­ждает такие чудовищные преступления, которые я сразу же после 11 сентября назвал Великой американской трагедией. В ее основе — несправедливость, и с ней не желают мириться бедные и обездоленные. Не следует обманывать себя иллю­зиями международного терроризма, а решительно взяться за переустройство Мира, чтобы он стал более справедливым и гуманным, искоренить из него зло и ненависть, но прежде всего — обеспечить реальное стремление к справедливости.

Американская оккупация Ирака в январе 2003 г. взорвала этот взрывоопасный регион. Военное вторжение США (во главе с союзной коалицией) в Ирак фактически привело к распаду этого древнего арабского государства на три части: суннитский Ирак, шиитский Ирак и курдский Ирак. С по­мощью американской армии и администраторов в богатом нефтью севере страны практически сформировано курдское государство, не зависящее от центрального марионеточного правительства в Багдаде. Этот состоявшийся важный факт имеет огромное политическое и психологическое значение: он способствовал активизации выступлений турецкого Кур­дистана (рассекающего Курдистан на иракской, турецкой, сирийской и иранской территориях). Отсюда — непримири­мое отношение Турции — важнейшего стратегического союз­ника США в этом регионе — к попыткам отторгнуть регион от Турции. Возможно, на современном этапе эта попытка кур­дов будет подавлена, но надолго ли? Сохранят ли Ирак, Си­рия и Турция способность удержать «свои» курдские регио­ны, насчитывающие около 30 млн населения?

В перспективе в регионе грозно маячит обширный воен­ный конфликт на территориях многих государств. Это — в дополнение к углублению кризиса палестино-израильских отношений. С другой стороны — реальна угроза распада мо­лодой ядерной державы — Пакистана, как следствие неспо­собности западной военной коалиции стабилизировать си­туацию в Афганистане. Неизбежно происходит соединение («сцепка») этих региональных конфликтов в мировой кон­фликт. Какие пограничные страны он затронет, прежде чем трансформироваться в глобальный вооруженный конфликт недоцивилизации (а отнюдь — не конфликт цивилизаций)? Это — еще одно направление мирового развития после гибе­ли СССР и возникновения однополярного мира, регулиро­вать который оказалось не под силу США.

По-видимому, Иран и — почти с неизбежностью — Азер­байджан и Армения также окажутся в зоне военных дейст­вий, если противостояние Иран — США трансформируется в вооруженный конфликт. Последняя (Армения) тоже пыта­ется подражать Израилю, удерживая значительные террито­рии соседнего государства, захваченные силой при поддерж­ке России. Кто прогнозирует в мире эти возможные ситуа­ции, кто ответственно занимается их трансформациями? Некому. Современные мировые лидеры заняты самолюбова­нием, комплиментарной дипломатией, не забывая при этом о своих материальных интересах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: