Коллегия Министерства обороны СССР

18 августа на 18 часов Язов созвал коллегию Мини­стерства обороны. Военачальникам он кратко сообщил о следующем. Первое. Горбачев «временно» отстранен от вла­сти по причине болезни, и президентская власть перешла к вице-президенту Янаеву. Второе. Янаевым, как главноко­мандующим, вводится чрезвычайное положение. Третье. Соз­дан «государственный комитет по чрезвычайному положе­нию», который является высшим органом власти и управле­ния в стране, хотя и временно (сроки не определены).

Всем военачальникам, командующим округами, необхо­димо быть в режиме боевой готовности. Какие конкретно части будут введены в Москву, он сообщит дополнительно — в течение текущего дня, но это касается прежде всего подраз­делений Московского военного округа и Воздушно-десант­ных войск. Поэтому генералам Калинину и Грачеву необхо­димо начать немедленную подготовку, имея в виду эти зада­чи. В 6 утра по радио и телевидению будут оглашены первые официальные «документы» ГКЧП, тогда будет ясна обста­новка и предстоящие задачи. Но сейчас ничего более кон­кретного сообщить им, членам коллегии, он, министр Язов, не может, сказал маршал и закончил совещание… Но еще ра­нее он ввел в «курс дела» генералов Калинина, Ачалова и Грачева и отдал им соответствующие распоряжения. Поэто­му всю ночь 18-го шло движение войск в столицу и подго­товка к переброске подразделений округа и ВДВ: марш-бро­ском (ближние к Москве) и концентрация на аэропортах (Чкаловской и Баковке), перебрасываемых по воздуху из Рязани, Пскова, Витебска и др.

18 августа, 18.00. Коллегия Министерства внутренних дел СССР

На 18.00 министр Пуго Борис Карлович назначил колле­гию министерства. Он был также краток. Сообщил, что Гор­бачев «отказался временно от власти и передал свои полно­мочия президента Янаеву», а тот подписал указ о введении чрезвычайного положения. Создан высший орган власти и управления — «государственный комитет по чрезвычайному положению». Режим ЧП должны обеспечить прежде всего силы МВД. Поэтому необходимо начать координацию дей­ствий с другими ведомствами — Минобороны и КГБ. Эту за­дачу он возлагает на своих заместителей — генералов Громо­ва и Шилова. Им необходимо также приступить к разработ­ке плана по «нейтрализации» Верховного Совета России. Более подробно задачи МВД будут определены, когда станет ясно содержание официальных «документов», которые бу­дут приняты ГКЧП и подписаны Янаевым, после их согла­шения в 6 утра. Но уже сегодня необходимо разработать планы и схемы движения внутренних войск и других соеди­нений в направлении Москвы и определить объекты, кото­рые будут в сфере «внимания» войск МВД…

18 августа. 17.00. Коллегия КГБ СССР, Лубянка

Заседание коллегии КГБ не было таким кратким, как коллегии Минобороны и МВД. Крючков, излучавший уве­ренность, был в благодушном настроении, выступил с про­странной речью. Говорил о том, что он предостерегал Гор­бачева от множества ошибок, в том числе по Союзному договору, чрезмерно быстрой демократизации в стране, пре­доставлению права СМИ публиковать антисоветские мате­риалы, призывал ограничить всевластие российского ру­ководства, говорил о провалах в сфере экономики и т.д. В результате положение в стране, особенно в социально-эко­номической области, снабжении населения потребительски­ми товарами и продовольствием, стремительно ухудшается, люди недовольны политикой Горбачева. Теперь, когда Горба­чев отстранен от президентства, а реальная власть находится в руках «опытных людей» из ГКЧП, ситуация должна быст­ро улучшиться. Но для этого, сказал главный чекист, «нам надо постараться завершить начатое дело». Основная часть работы, конечно же, приходится на «наши органы, она ло­жится на наших людей». У нас достаточно сил и средств для решения этой «проблемы». Имеется хорошо разработанный план по «нейтрализации российского руководства — Ельци­на и Хасбулатова». Как предполагается, они будут доставле­ны на условленный объект «для переговоров».

Затем он предоставил слово своему первому заместителю

Агееву, тот доложил предварительный план «установления контроля» над зданием Верховного Совета силами групп «А» и «Б». Он же поставил задачи другим подразделениям КГБ, в том числе дивизии имени Дзержинского. Сообщил при этом, что действовать они будут «в координации с вой­сками ВДВ под командованием Грачева и подразделениями МВД под командованием Громова». Затем выступили руко­водители подразделений — главных управлений КГБ, уточ­няя свои задачи, а также командиры «А» и «Б».

В заключение Крючков сообщил, что официальные «до­кументы» ГКЧП будут обнародованы в 6 часов утра, но их содержание «нам известно»; он попросил внимательно изу­чить их с целью использования предстоящей ночью, при уточ­нении задач каждым подразделением КГБ. Настроение почти у всех чекистов было приподнятое — ведь это было их «пред­приятием». С таким настроением Крючков выехал в Кремль, на расширенное заседание ГКЧП, назначенное на 20.00.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: