Конституции Союза советских республик Европы и Азии (проект А.Д. Сахарова)

Процессы разложения Союза ССР раньше других анали­тиков и политиков, похоже, заметил академик Андрей Саха­ров. Он был освобожден Горбачевым из ссылки в Горьком, возвращен в Москву и в 1989 г. стал народным депутатом СССР. Сахаров, как мне представляется, избрал политиче­ски самый правильный путь — изменение самой союзной Конституции, а не скользкий путь некоего «союзного до­говора», на который вскоре вступил Горбачев. Ниже приво­жу некоторые выдержки из его проекта.

28. Центральное правительство Союза включает:

1. Съезд народных депутатов Союза;

2. Совет Министров Союза;

3. Верховный суд Союза…

29. Съезд народный депутатов Союза имеет две палаты… Палаты заседают совместно, но по ряду вопросов, определен­ных регламентом съезда, голосуют отдельно. В этом случае для принятия закона или постановления требуется решение обеих палат.

30. Съезд народных депутатов… обладает высшей законо­дательной властью.

31. Съезд обсуждает бюджет и поправки к нему… Съезд избирает Председателя Совета Министров Союза, минист­

ров иностранных дел и обороны и других высших должности-ныхлиц…

Съезд назначает постоянные комитеты для разработки перспективных планов развития страны, для разработки бюджета, для постоянного контроля за работой органов ис­полнительной власти. Съезд контролирует работу Централь­ного банка. Только с санкции съезда возможны несбалансиро­ванные эмиссии и изъятие из обращения… денежных знаков.

33. Кандидатуры всех министров, кроме министра ино­странных дел и министра обороны, предлагает Председа­тель Совета Министров и утверждает съезд.

В том же порядке назначаются председатели комитетов при Совете Министров.

…35. Президент Союза советских республик Европы и Азии избирается сроком на пять лет в ходе прямых всеобщих вы­боров на альтернативной основе. До выборов каждый канди­дат в президенты называет своего заместителя, который баллотируется вместе с ним…

Президент не может совмещать свой пост с руководящей должностью в какой-либо партии. Президент может быть отстранен от своей должности в соответствии с референ­думом…, решение о котором должен принять Съезд народных депутатов большинством не менее 2/3 голосов от списочного состава. Голосование по вопросу о проведении референдума производится по требованию не менее 60 депутатов…

…36. Президент представляет Союз на международных переговорах и церемониях. Президент является Главнокоман­дующим Вооруженных Сил. Президент обладает правом за­конодательной инициативы и правом вето в отношении лю­бых законов и решений Съезда народных депутатов, приня­тых менее чем 55% от списочного состава депутатов. Съезд может ставить на повторное голосование подвергшийся ве­то закон, но не более двух раз…

Странное дело, этот сахаровский проект конституцион­ного переустройства Союза, который предполагал самые ши­рокие права для граждан всей страны и существенное увели­чение прав союзных республик, не вызвал интереса не толь­ко у Горбачева — это еще можно объяснить, но даже в демо­кратических кругах, включая межрегиональную демократи­ческую группу (МДГ), организатором которой явился сам

Сахаров, да и в целом среди союзных депутатов. Не заинте­ресовались этим проектом и союзные республики, в то время как «проект Сахарова» переносил всю экономическую поли­тику из союзного центра в союзные республики, а ведь этого добивались в 1989—1990 гг. депутаты СССР от прибалтий­ских республик, а затем и другие на съездах народных депу­татов СССР в эти годы.

По-видимому, причина состояла в том, что все эти «груп­пы давления» думали не просто о демократическом переуст­ройстве общества, но в еще большой мере и о своих «позици­ях» в будущих властных структурах, какую роль они будут играть в процессе государственного переустройства (кон­кретно — какие они должности займут в руководстве новым союзным государством). Стремление к обладанию властью — сильнейший императив в политической элите, и если не учи­тывать этот фактор — лидер реформаторского процесса мо­жет потерпеть неудачу в своих замыслах, если даже он лично является обладателем огромных полномочий и недюжин­ных способностей (каким был, несомненно, Горбачев, в отли­чие от Ельцина).

Возможно, Горбачев, правильно оценив реакцию полити­ческой элиты союзных республик и полагая, что изменение Конституции СССР (или ее полная замена) — это слишком сложный и затяжной процесс, сделал неверный политиче­ский выбор — он стал на позиции поддержки «нового союз­ного договора», полагая, что на этом пути он сможет быстро добиться постановленных им политических целей. Но это был ошибочный выбор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: