Процессы разложения Союза ССР раньше других аналитиков и политиков, похоже, заметил академик Андрей Сахаров. Он был освобожден Горбачевым из ссылки в Горьком, возвращен в Москву и в 1989 г. стал народным депутатом СССР. Сахаров, как мне представляется, избрал политически самый правильный путь — изменение самой союзной Конституции, а не скользкий путь некоего «союзного договора», на который вскоре вступил Горбачев. Ниже привожу некоторые выдержки из его проекта.
28. Центральное правительство Союза включает:
1. Съезд народных депутатов Союза;
2. Совет Министров Союза;
3. Верховный суд Союза…
29. Съезд народный депутатов Союза имеет две палаты… Палаты заседают совместно, но по ряду вопросов, определенных регламентом съезда, голосуют отдельно. В этом случае для принятия закона или постановления требуется решение обеих палат.
30. Съезд народных депутатов… обладает высшей законодательной властью.
31. Съезд обсуждает бюджет и поправки к нему… Съезд избирает Председателя Совета Министров Союза, минист
ров иностранных дел и обороны и других высших должности-ныхлиц…
Съезд назначает постоянные комитеты для разработки перспективных планов развития страны, для разработки бюджета, для постоянного контроля за работой органов исполнительной власти. Съезд контролирует работу Центрального банка. Только с санкции съезда возможны несбалансированные эмиссии и изъятие из обращения… денежных знаков.
33. Кандидатуры всех министров, кроме министра иностранных дел и министра обороны, предлагает Председатель Совета Министров и утверждает съезд.
В том же порядке назначаются председатели комитетов при Совете Министров.
…35. Президент Союза советских республик Европы и Азии избирается сроком на пять лет в ходе прямых всеобщих выборов на альтернативной основе. До выборов каждый кандидат в президенты называет своего заместителя, который баллотируется вместе с ним…
Президент не может совмещать свой пост с руководящей должностью в какой-либо партии. Президент может быть отстранен от своей должности в соответствии с референдумом…, решение о котором должен принять Съезд народных депутатов большинством не менее 2/3 голосов от списочного состава. Голосование по вопросу о проведении референдума производится по требованию не менее 60 депутатов…
…36. Президент представляет Союз на международных переговорах и церемониях. Президент является Главнокомандующим Вооруженных Сил. Президент обладает правом законодательной инициативы и правом вето в отношении любых законов и решений Съезда народных депутатов, принятых менее чем 55% от списочного состава депутатов. Съезд может ставить на повторное голосование подвергшийся вето закон, но не более двух раз…
Странное дело, этот сахаровский проект конституционного переустройства Союза, который предполагал самые широкие права для граждан всей страны и существенное увеличение прав союзных республик, не вызвал интереса не только у Горбачева — это еще можно объяснить, но даже в демократических кругах, включая межрегиональную демократическую группу (МДГ), организатором которой явился сам
Сахаров, да и в целом среди союзных депутатов. Не заинтересовались этим проектом и союзные республики, в то время как «проект Сахарова» переносил всю экономическую политику из союзного центра в союзные республики, а ведь этого добивались в 1989—1990 гг. депутаты СССР от прибалтийских республик, а затем и другие на съездах народных депутатов СССР в эти годы.
По-видимому, причина состояла в том, что все эти «группы давления» думали не просто о демократическом переустройстве общества, но в еще большой мере и о своих «позициях» в будущих властных структурах, какую роль они будут играть в процессе государственного переустройства (конкретно — какие они должности займут в руководстве новым союзным государством). Стремление к обладанию властью — сильнейший императив в политической элите, и если не учитывать этот фактор — лидер реформаторского процесса может потерпеть неудачу в своих замыслах, если даже он лично является обладателем огромных полномочий и недюжинных способностей (каким был, несомненно, Горбачев, в отличие от Ельцина).
Возможно, Горбачев, правильно оценив реакцию политической элиты союзных республик и полагая, что изменение Конституции СССР (или ее полная замена) — это слишком сложный и затяжной процесс, сделал неверный политический выбор — он стал на позиции поддержки «нового союзного договора», полагая, что на этом пути он сможет быстро добиться постановленных им политических целей. Но это был ошибочный выбор.