Философия и дух торгашества, утвердившиеся вместе с либеральными моделями, неизбежно приводили во власть людей серых, ограниченных, с соответствующей торгашеской философией и пониженными морально-нравственными принципами. В свою очередь, не является секретом и то обстоятельство, что общественная теоретическая мысль, направленная на фундаментальный анализ и осмысление итогов развития всего XX столетия, оказалась сегодня на недопустимо низком уровне. Не подверглись серьезной дискуссии даже те могучие «заряды ненависти», подложенные властителями мира в 70 — 90-е гг. под поколения XXI столетия — связанные с неразумным использованием замечательного человеческого потенциала, колоссальные возможности которого лидеры XX столетия направили на создание атмосферы вражды между народами, гонку вооружений и распространение ее по всему миру, борьбу за мировое господство, взаимное сокрушение великих держав, когда в фарватер этого глобального противостояния вовлекались десятки стран и сотни миллионов людей, гибнущие в огне гражданских, мировых и региональных войн и конфликтов, от голода и болезней, а сами страны буквально вбивались в каменный век. Здесь, между прочим, одна из причин резкого разрыва в экономическом прогрессе между группами стран, а не в некоем мистифицированном Максом Вебером факторе протестантской этики.
Какой «свободный рынок», какая «либерализация» в такой обстановке? Но «цивилизованный мир» как будто сошел с ума — навязывая свои стереотипы там, где они не могли прижиться, но привели лишь к росту местных паразитарных страт, гигантской коррупции на базе «помощи», взрывному расширению нищеты, деградации целых стран и народов на всех континентах. Чудовищные по своей примитивности идеологические интерпретации сложнейших реалий современной мировой цивилизации — характерная особенность последнего десятилетия ушедшего XX столетия, плавно перешедшая в XXI век.
И что печально — распространение примитивных идей властно поддерживалось теми, кого было принято считать
«лидерами» мирового сообщества. Они, эти лидеры — не будем, однако, их осуждать, — наверное, соответствовали эпохе унизительного царства торгашей, пробравшихся к мировой власти. Их скорее неосознанная воля и действия, всецело подчиненные эгоистическим интересам своих стран и «своих» крупных корпораций, непрерывно двигали мир к глобальному коллапсу, о котором они, видимо, не имели никакого представления.
Грядущий кризис ими не понимался и не понимается ныне. Их обволакивали и убаюкивают ничтожные советники, консультанты, специалисты по «политтехнологиям», поднаторевшие в части обмана крупных «массивов» избирателей — этаких бессловесных рабов, — как они представляли обездоленный народ в своих графиках, единственный удел которого — голосовать так, как это надо. Они даже не представляют себе, что ситуация уже изменилась. Не будет больше «как надо»…
Отказ от идеи справедливости — главная причина взрывающегося Мира. Первый вопрос, который следовало бы поставить в качестве стержневого, самого главного в связи с Великой американской трагедией, — насколько современный мир справедлив, как распределяются в этом мире богатства, создаваемые человеческим трудом? И не является ли несправедливость, которая олицетворяется с США, основной платформой, на которой произрастает неравенство? Может быть, именно в такой плоскости можно получить ответ на вопрос, связанный с конфронтацией Запад — Юг и отчасти Запад — Восток и мерами против международного терроризма? Ирак, Афганистан, еврейско-палестинский конфликт: не надо быть большим специалистом, чтобы понять: политика крупных держав мира бездарна, она ведет лишь к углублению противоречий и дальнейшим осложнениям. Причина — в носителях власти, они чрезмерно мелки и слабы, чтобы решать масштабные задачи.
С другой стороны, кто, какие страны в наибольшей мере используют преимущества технологической цивилизации, обеспечивая своим гражданам комфортную жизнь? И почему этих счастливых стран очень мало, и почему три четверти населения мира прозябает в нищете? Конечно, на эти вопросы можно рационально и вроде бы вполне объективно ответить следующим образом: граждане этих немногих стран умеют работать производительно, умело, используют конкурентные преимущества, передовые технологии, производст-венный и менеджерский опыт и т.д. А кто доказал, что эти наши «умные» и «правильные» ответы убеждают миллионы обездоленных, которые с усмешкой могут возразить: «Разве мы не могли бы «работать производительно, умело, использовать конкурентные преимущества?»
«Но ведь беда в том, что вы — богатые страны и ваши правители — сознательно держи гс нас в нищете, в безграмотности, отсталости, говорите о своей «органической цивилизованности» и «превосходстве», непрерывно твердите о своей «непревзойденной демократии», творите суд и расправу над народами и государствами, объявляете целые страны «изгоями», не задумываясь, наносите ракетно-бомбовые удары, вводите режимы экономической блокады и санкций, непрерывно угрожаете военным вмешательством» и т.д. и т.п. А кто наводнил весь мир оружием? В том числе и в странах ненавистного «мусульманского мира»? Разве не в самих «цивилизованных» странах идет самая грязная «конкурентная» борьба за поставки самых современных видов оружия в эти самые «исламские» страны?
— С какой целью вы это делаете? — вопрошают представители Востока. — Ведь оружие должно стрелять, оно должно быть использовано. Видимо вы — «цивилизованные поставщики» оружия — хотели бы, чтобы это оружие было использовано во взаимных войнах между нами, бедными странами?..
Так оно и происходит, как правило. Но бывает, что оно стреляет и по поставщикам… Скорее всего, это оружие в будущем будет все чаще стрелять по поставщикам — этому есть свои причины, которые как раз и таятся в тех самых «гроздьях гнева», о которых писал уже другой, еще более маститый классик мировой литературы.
Расхожий тезис аналитиков, в том числе ученых-экономистов, моих коллег, всегда заключался и заключается в бездумном повторении классической очевидной истины: «Социально-классовое расслоение мира — это объективная реальность, с ней необходимо примириться». А что делать, если в XXI веке три четверти населения мира не желает «примириться» с этой очевидной «объективной реальностью»? Цивилизация ныне впервые имеет дело с такими факторами, которые это противоречие делают непримиримым. Прежде всего речь идет об информационной глобализации.