Крючков, вечер и ночь 18-го

Вернувшись поздно ночью к себе на Лубянку, Крюч­ков позвонил Агееву и задал вопрос о том, где в настоящее время находятся Ельцин и Хасбулатов, и попросил выяс­нить. Агееву сообщили, что Хасбулатов прибыл из Грозного, выяснили, что в период отпуска в Сочи Хасбулатов не столь­ко отдыхал, сколько помогал сочинским городским властям ликвидировать последствия шторма, накатившего на город, затем выехал в Грозный, к матери, и сегодня прибыл в Моск­ву. В настоящее время находится в Архангельском, по сосед­ству с дачей Ельциных. Ельцин — на борту самолета, в воз­духе, летит из Алма-Аты в Москву. Очевидно, его будет встре­чать Хасбулатов — так у них заведено. Эти сведения Агеев передал Крючкову.

Около 2 часов (ночью, уже 19-го) Крючков вызвал Агее­ва, Карпухина (командир группы «А»), Бескова (командир группы «Б»), Прилукова (начальник управления по Москве и Московской области), своего заместителя Лебедева и ру­ководителей подразделений КГБ Расщепова Е.М. и др. Глав­ный чекист пространно рассказал собравшимся об общей об­становке в стране и информировал о создании «государст­венного комитета по чрезвычайному положению» во главе с Янаевым, к которому перешли полномочия Президента СССР. Он сообщил также о переговорах ГКЧП с Горбачевым, их безрезультатности и изоляции последнего в президентской резиденции «Заря» в Форосе, в Крыму.

После этого Крючков стал интересоваться, куда мог по­ехать Ельцин после прибытия из Алма-Аты. Кто-то из при­сутствующих сообщил, что Ельцина встретил Хасбулатов и они оба, в машине Ельцина, поехали в Архангельское. Крюч­ков приказал генералу Карпухину выехать в район поселка Архангельское и определить обстановку. При этом была по­ставлена конкретная задача: выяснить возможности «дос­тавки» Ельцина и Хасбулатова для «разговора» с членами ГКЧП в… Завидово, подмосковное охотничье хозяйство ге­неральных секретарей ЦК КПСС! Это — на границе Мос­ковской и Тверской областей, в 4 часах езды от Москвы. Странные фантазии возникали порою в голове главного че­киста.

Карпухин выехал исполнять приказ своего босса. При­мерно в 5 часов утра он по телефону доложил Агееву, что ни­каких «оперативных мероприятий» в Архангельском произ­водить нецелесообразно, поскольку «Ельцина сильно охра­няют»; можно «взять Хасбулатова» — его «не охраняют», но без Ельцина — это не имеет смысла…

В 6 часов утра по радио и ТВ стали непрерывно пере­давать официальные сообщения о переходе всей полноты власти в СССР к ГКЧП по главе с и.о. Президента СССР Г.И. Янаевым, вперемежку с фрагментами из балета Чайков­ского «Лебединое озеро».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: