Китай придает все большее значение последствиям таяния льдов в Северном Ледовитом океане в результате изменения климата. В Поднебесной подсчитали, какие экономические выгоды сулит возможность доставки товаров в Европу в обход традиционных торговых путей, идущих через Малакский пролив и Суэцкий канал. Маршрут из Шанхая до Гамбурга через Северный морской путь, проходящий от Берингова пролива на востоке до Новой Земли на западе, оказался бы на 6,4 тыс. км короче южного. Кроме того, стоимость страхования судов, идущих через Аденский залив в Суэцкий канал, с сентября 2008 по март 2009 года выросла из-за промышляющих в регионе пиратов в 10 раз. До российского Севера сомалийские флибустьеры вряд ли доберутся.
Кроме транспортных путей в Северном Ледовитом океане привлекают и полезные ископаемые. Основные залежи природных сокровищ находятся в экономических зонах арктических стран, в основном в российской экономической зоне, и Китай не предъявляет претензий. Но у России нет ни нужного капитала, ни глубоководных технологий, так что можно ожидать создания совместного предприятия с китайскими деньгами и западными технологиями, Пишет SIPRI.
«Перспективы свободной навигации в Арктике в летние месяцы, благодаря чему торговые пути станут короче и появится доступ к нетронутым энергоресурсам, подтолкнули китайское правительство выделить большие средства на исследование Арктики», — говорит Линда Якобсон, и.о. директора Программы Китая и глобальной безопасности SIPRI. Она отмечает, что КНР оказалась в невыгодном положении; страна не является приарктическим государством, не имеет суверенных прав на потенциально богатый природным ископаемым шельф и не состоит в Арктическом совете, обсуждающем политику в регионе. Тем не менее Якобсон прогнозирует, что Китай будет добиваться роли для себя в определении политических рамок и правовой основы для будущей деятельности в Арктике.
«Тот, кто контролирует арктический путь, контролирует мировую экономику», — предсказывает Ли Чженьфу из Китайской академии морских дел.