Лакомый кусочек

Китай придает все большее значение послед­ствиям таяния льдов в Северном Ледовитом океане в результате изменения климата. В Под­небесной подсчитали, какие экономические вы­годы сулит возможность доставки товаров в Ев­ропу в обход традиционных торговых путей, идущих через Малакский пролив и Суэцкий ка­нал. Маршрут из Шанхая до Гамбурга через Се­верный морской путь, проходящий от Беринго­ва пролива на востоке до Новой Земли на запа­де, оказался бы на 6,4 тыс. км короче южного. Кроме того, стоимость страхования судов, иду­щих через Аденский залив в Суэцкий канал, с сентября 2008 по март 2009 года выросла из-за промышляющих в регионе пиратов в 10 раз. До российского Севера сомалийские флибустьеры вряд ли доберутся.

Кроме транспортных путей в Северном Ле­довитом океане привлекают и полезные иско­паемые. Основные залежи природных сокровищ находятся в экономических зонах арктических стран, в основном в российской экономической зоне, и Китай не предъявляет претензий. Но у России нет ни нужного капитала, ни глубоко­водных технологий, так что можно ожидать соз­дания совместного предприятия с китайскими деньгами и западными технологиями, Пишет SIPRI.

«Перспективы свободной навигации в Арк­тике в летние месяцы, благодаря чему торго­вые пути станут короче и появится доступ к нетронутым энергоресурсам, подтолкнули ки­тайское правительство выделить большие сред­ства на исследование Арктики», — говорит Лин­да Якобсон, и.о. директора Программы Китая и глобальной безопасности SIPRI. Она отмечает, что КНР оказалась в невыгодном положении; страна не является приарктическим государст­вом, не имеет суверенных прав на потенциаль­но богатый природным ископаемым шельф и не состоит в Арктическом совете, обсуждающем по­литику в регионе. Тем не менее Якобсон прог­нозирует, что Китай будет добиваться роли для себя в определении политических рамок и пра­вовой основы для будущей деятельности в Арк­тике.

«Тот, кто контролирует арктический путь, контролирует мировую экономику», — предска­зывает Ли Чженьфу из Китайской академии морских дел.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: