Лечь на грунт

Когда мы пришли в губу Черная, в ее акватории снова «расставили» корабли: эсминец «Грозный» в центре, вокруг него на определенных дистанциях — эсминец «Разъярен­ный» и «Гремящий», минные тральщики, подводные лодки — С-84, С-19, С-20 и Б-20, транспорты.

Моей лодке надлежало лечь на грунт на глубине 60 мет­ров и на расстоянии 600 метров от эпицентра взрыва. За не­сколько суток до испытания наш экипаж отработал покладку лодки на грунт и в течение суток она лежала на глубине 60 метров. В это время моряки устраняли некоторые протечки воды внутрь корпуса, подтягивали сальники забортных от­верстий, иными словами делали все, чтобы надежно загер­метизировать лодку. После всплытия с грунта мы приняли в уравнительную цистерну быстрого погружения дополни­тельный балласт — 15 тонн. Этим обеспечивалась отрица­тельная плавучесть при нахождении лодки на грунте.

На акватории нашу Б-22 поставили в назначенное место, и с помощью буксиров завели швартовые на бочки. Тогда же мы провели совместную тренировку с водолазами и экипа­жем килектора. На тот случай, если лодка затонет, для подъ­ема ее с грунта на корпусе подводной лодки имелись специальные устройства для заводки стальных тросов. На верхнем ходовом мостике корабля установили манипулято­ры для открытия кингстонов цистерн главного балласта и клапанов вентиляции этих цистерн, чтобы лодка, в случае чего, могла продуться по команде сверху.

После этого лодку «заселили» подопытными животными, а экипаж в основном покинул ее. На борту временно остава­лись несколько человек — я, как командир, командир БЧ-5 старший инженер-лейтенант В.Ф. Свинарев и командиры отсеков. Мы окончательно проверили, как загерметизирова­ны аккумуляторные ямы, в каком состоянии системы тру­бопроводов, задраены ли тубусы аварийно-спасательных люков 1-го, 8-го отсеков и люка центрального поста, как ра­ботает система манипуляторов с верхнего ходового мостика.

Наконец, к борту подошел килектор, и мы завели подъем­ный трос на рым прочного корпуса, затем с командиром БЧ-5 открыли кингстоны и клапана вентиляции средней группы ЦГБ. Лодка погрузилась по палубу. Мы перешли на килектор после того, как заполнились водой концевые груп­пы цистерн главного балласта и быстрого погружения. Что­бы лодка при погружении не ударилась о грунт, килектор медленно подтравливал заведенный на ее корпус трос. Что­бы убедиться в нормальном положении лодки, под воду спустили водолаза.

Подводники, как помню, собравшись на палубе килекто­ра, удрученно наблюдали за всем происходящим. Многим тогда приходила мысль о том, что свой корабль они видят в последний раз.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: