Нарушения мирового экономического равновесия

В связи с предыдущими тезисами можно утверждать о величайшей всемирной трагической ошибке, совершенной современной цивилизацией, ошибке, выходящей за пределы примитивных сравнений в категориях «капитализм — со­циализм». Ее суть — в отказе от самого принципа экономи­ческой альтернативности экономических систем, что, бес­спорно, ограничивает историческую перспективу победившей и ставшей всемирной экономической системы капитализма в силу внутренних противоречий монополии как таковой. Лю­бая монополия обречена на гибель — это естественный ее за­кон, своего рода аксиома. Это — еще одна уникальная осо­бенность глобальных трансформаций 90-х гг.

Непропорциональное усиление экономического влияния США связано, как упоминалось выше, с таким последствием гибели социализма, как нарушение мирового экономическо­го равновесия. Ранее, в течение многих последних десятиле­тий, существовал довольно устойчивый баланс экономиче­ской силы в трех мировых региональных зонах:

а) развитые страны (капиталистический центр), сконцен-
трированный в основном в «великой триаде» (США — ЕС —
Япония);

б) среднеразвитые страны (СССР и восточноевропей-
ские страны — ядро социалистической системы);

в) развивающиеся страны.

Какие особенности были характерны для взаимодейст­вия этих трех групп стран мира?

Во-первых, между этими группами стран действовали са­мые тесные экономические связи и взаимосвязи, которые имели устойчивую тенденцию к росту

Во-вторых, первая и вторая группы стран (капиталисти­ческие и социалистические) конкурировали между собой за доминирование в третьей группе — развивающихся стран. И эта конкуренция велась обычно в формах финансово-эко­номической и научно-технической помощи, что было, оче­видно, благом для PC. Не случайно то, что после «растворе­ния» социализма Запад более чем вдвое сократил оказывае­мую ранее помощь этой группе стран — и это тоже вполне логично, поскольку исчез конкурентный мотив за доминиро­вание в этой группе государств, они прямо «свалились» в объятия всемирного капитализма.

В-третьих, ни один из упомянутых центров экономиче­ской силы, вплоть до начала 90-х гг., не обладал абсолютным доминированием. Экономическая мощь СССР в конце 70-х (до ввода войск в Афганистан) и вплоть до 1985 г., по самым объективным данным, в том числе по сведениям разведыва­тельного сообщества США, составляла 55 — 60 % ВНП США (но советским данным — 80—90 %).

Это соотношение между двумя глобальными экономиче­скими системами могло в будущем (при сохранении СССР) придать Миру предельно равновесное состояние. Однако мощный «взрыв», последовавший одновременно с гибелью СССР, разрушил до основания мировое и экономическое, и в егце большей мере — политическое равновесие. Он привел в немедленное движение мириады разрушительных сил, ранее находившихся в тени или фарватере двух глобальных полю­сов притяжения и контролировавшихся ими.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: